№8 Август 2013 — 25 августа 2013

Устойчивое развитие или стагнация?

Версия для печати 2784 Материалы по теме
Устойчивое развитие или стагнация?

В середине июля Правительство РФ одобрило федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Несмотря на актуальность поставленных задач, программа вызывает противоречивые чувства у экспертного сообщества.

На круглом столе, организованном РИА «Новости», программу представил директор Департамента сельского развития и социальной политики Министерства сельского хозяйства РФ Д. И. Торопов. По словам чиновника, она является прямым продолжением ФЦП «Социальное развитие села», завершающей свою работу в текущем году. Общий объем финансирования новой программы составит около 300 млрд руб., причем федеральный бюджет выделит менее трети заложенных в нее средств — порядка 90 млрд руб. Консолидированные бюджеты субъектов РФ должны вложить 150 млрд руб., еще 58 млрд поступят из внебюджетных источников. Ожидается, что по итогам реализации ФЦП будет создано примерно 30 тыс. рабочих мест. Объем ввода нового жилья составит около 5,4 млн кв. м, причем более 3 млн из них предназначено для молодых семей и молодых специалистов. Будут открыты новые школы (на 22,3 тыс. мест), фельдшерско-акушерские пункты, повысится уровень газификации, обеспечения жилья водой. Общий экономический эффект от реализации программы составит около 126 млрд руб., отметил Торопов, пояснив, что, поскольку она направлена на создание условий для жизни в сельской местности, выгоды являются косвенными и связаны с повышением производительности труда и развитием инженерной инфраструктуры.

Эксперты, выступившие на круглом столе, настроены не слишком оптимистично. «Аграрное сообщество на протяжении всей работы над этой программой говорило, что ее принимать нельзя. Документ стоило бы назвать программой устойчивой стагнации сельского хозяйства», — сказал заместитель председателя комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса П. Н. Грудинин. По его подсчетам, программа позволит открывать примерно по девять школ и семь сельских стадионов в год на всю страну, а свои жилищные условия смогут улучшить около 100 тыс. человек, что совершенно не соответствует масштабам проблемы. «Напомню, что после вступления в ВТО мы ограничены в поддержке „зеленой корзины“, но можем сколько угодно средств направлять на социальное развитие. В итоге Федерация выделяет 90 млрд за восемь лет. Для сравнения, сельское хозяйство США ежегодно получает 74 млрд долл. федеральной поддержки», — отметил он.

По мнению Грудинина, есть риск, что и эта скромная по масштабам программа не будет выполнена до конца: субъектам РФ, которые сейчас находятся в достаточно сложном финансовом положении, предлагается за восемь лет заплатить 150 млрд руб. «Причем речь идет о консолидированных бюджетах, то есть сюда включаются муниципальные образования, у которых вообще нет средств. Совсем недавно субъекты отказались от 5 миллиардов федеральной поддержки, так как у них нет денег на софинансирование», — добавил представитель ТПП.

«Страна устроена таким образом, что большинство регионов, имеющих средства для бюджетной поддержки, не располагают сельским хозяйством. Как правило, это северные и труднодоступные территории. Поэтому принципы софинансирования федеральных целевых программ, подходящие для других отраслей, для сельского хозяйства неприемлемы», — считает ведущий аналитик Центра экономического прогнозирования Д. В. Снитко. Кроме того, по ее мнению, в принятой редакции программы частные инвестиции на развитие села представлены слишком скромной цифрой. «Предприниматели активно реализуют в своих хозяйствах программы поддержки сотрудников как жильем, так и объектами социальной инфраструктуры. И таких примеров довольно много», — сказала эксперт.

Директор Центра устойчивого развития сельских территорий А. В. Мерзлов подчеркнул, что принятая программа должна была стать логическим продолжением Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 года. Однако вместо этого в ней произошло смещение акцентов с комплексного развития сельских территорий на вопросы поддержки АПК. «Из программы исчезли такие существенные направления, как диверсификация сельской экономики — а это и есть суть устойчивого развития сельской территории. Почти полностью ушла экологическая составляющая. Если раньше шла речь о повышении занятости, то теперь — о создании высокотехнологичных рабочих мест. Между тем создание каждого такого места приводит к уничтожению нескольких „невысокотехнологичных“», — отметил Мерзлов.

Выслушав многочисленные критические замечания участников круглого стола, представитель Минсельхоза России пообещал, что любые конструктивные предложения будут учтены в ходе ежегодных корректировок программы.

Поделиться