Версия для печати 2401 Материалы по теме
Надежда на ускорение

Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев 1 августа подписал план мероприятий по повышению темпов роста российской экономики. С их существенным замедлением, наметившимся в последние месяцы, правительство намерено бороться с помощью целого комплекса мер. Однако многие эксперты сомневаются в действенности и достаточности предложенных решений.

От малого бизнеса до кораблестроения

Официальные данные о росте экономики за первые два квартала текущего года (1,8 и 1,2% соответственно) пока опровергают и без того пессимистичные прогнозы Минэкономразвития России, все еще предсказывающего итоговый годовой рост ВВП на 2,4%. На этом фоне своевременным кажется принятие правительственного плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики. Документ включает 24 меры, сгруппированные по пяти крупным направлениям: развитие малого и среднего предпринимательства, повышение инвестиционной активности, повышение доступности банковского кредитования, улучшение делового климата и развитие реального сектора экономики.

Меры по развитию малого и среднего предпринимательства связаны в основном с повышением доступа предпринимателей к кредитным ресурсам. Так, предполагается в ускоренном порядке принять закон, совершенствующий законодательство о секьюритизации финансовых активов (то есть выпуске обеспеченных активами ценных бумаг), что должно помочь расширить банковское кредитование малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Повышать доступность кредитов планируется в том числе за счет использования средств Фонда национального благосостояния. Еще одна мера — оказание государственной гарантийной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и создание национальной системы гарантийных организаций, в том числе федерального гарантийного фонда, учреждаемого Правительством РФ. Помимо этого малым и средним предприятиям, работающим в производственной и социальной сферах, а также социально ориентированным некоммерческим организациям до 2017 года будут продлены льготы по уплате страховых взносов. Наконец, правительство намерено облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и госкомпаний.

Правительственный план включает и более общие меры, направленные на повышение доступности банковского кредитования. Согласно ему ответственные ведомства должны разработать поправки в законодательство о бюро кредитных историй (с тем чтобы обеспечить полноту информации о заемщике и снизить издержки банков по их оценке), страховании вкладов, потребительском кредитовании. Чтобы расширить ресурсную базу банков, по мнению авторов программы, необходимо возобновить размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в банках на срок до шести месяцев.

Обеспечить повышение инвестиционной активности призван новый закон о государственно-частном партнерстве (проект был внесен в Государственную думу в марте 2013 года), а также соответствующие поправки в Закон «О концессионных соглашениях» и Закон «О защите конкуренции». Для финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов могут использоваться средства Фонда национального благосостояния, отмечается в документе. Порядок отбора таких проектов в течение октября текущего года предстоит определить Правительству РФ. Оно же должно сформировать перечень системообразующих проектов, стимулирующих ускорение экономического роста и повышение его качества, которые будут финансироваться в том числе за счет средств ФНБ и пенсионных накоплений. Также планируется введение специальной льготы по налогу на доходы физических лиц при инвестировании на срок более трех лет в акции и облигации российских юридических лиц, а также в паи ПИФов с соответствующими инвестиционными декларациями.

Наконец, предложено несколько направлений поддержки реального сектора экономики. К сентябрю Минэкономразвития, ФСТ, Минэнерго и Минтранс должны сформулировать меры по ограничению темпов роста регулируемых цен и тарифов на ближайшие три года. Также предусмотрены предоставление субсидий российским предприятиям автомобилестроения, меры по поддержке продаж отечественной авиационной и морской техники, стимулирование производства сырья для легкой промышленности (лен, шерсть, хлопок) и некоторые другие.

Нужно больше стимулов

Эксперты, выступившие на круглом столе, организованном РИА «Новости», дали неоднозначную оценку правительственному плану ускорения экономики. Так, главный экономист АФК «Система» Е. Р. Надоршин обратил внимание на то, что большинство решений, предусмотренных утвержденным планом, планируется принять лишь в октябре — декабре 2013 года. Таким образом, текущий год оказывается упущенным с точки зрения стимулирования российской экономики. «Что касается 2014–2015 годов, то ситуация видится мне более оптимистичной. Часть мер носит институциональный характер и действительно может повлиять на рынок. Например, решение создать механизмы для секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу довольно хорошее. Поддержка со стороны ЦБ может сильно облегчить работу банков с этим инструментом, ранее такой поддержки кредитования малого и среднего бизнеса не было. В подавляющем большинстве случаев рефинансирование касалось крупных компаний. Однако следует помнить, что малый бизнес не имеет существенной доли в структуре занятости и ВВП. Так что даже в случае успешности данных мер их влияние на экономику будет ограниченным. Каждый год в этой сфере пытаются что-то предпринять, но малый бизнес не был значим для российской экономике десять лет назад и не стал значимым сейчас. Боюсь, что и в среднесрочной перспективе никакого перелома не произойдет», — отметил Надоршин.

Если говорить о кредитовании в целом, то, по его мнению, предложенные меры существенно не повлияют на ставки кредитов. «Многие частные банки сегодня привлекают деньги под 10–12 процентов. Трудно ожидать, что они станут выдавать ипотечные кредиты под 12 процентов, а это, надо сказать, уже довольно грабительский процент. Деньги в ближайшее время останутся дорогими», — считает эксперт. Он отметил, что определенный положительный эффект можно ожидать от предложенной возможности инвестирования средств ФНБ. «Еще нужно посмотреть на масштаб вливаний, но теоретически в 2014 году это может стать стимулом для инвестиций. Будем надеяться, что это будут хорошие проекты, потому что нынешние системообразующие проекты — саммит АТЭС, олимпиада, чемпионат мира по футболу — не обещают возврата инвестиций», — сказал Надоршин.

По словам заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН А. А. Широва, важно, что стимулирующие меры вообще обсуждаются: еще весной текущего года вопрос об их необходимости был открытым и для правительства, и для экспертного сообщества. «Думаю, решение сформулировать такую программу является правильным. Вся текущая макроэкономическая ситуация говорит о том, что экономика „лежит“ — не растет и заметно не падает. Наши оценки, а также сигналы от мировой экономики позволяют говорить о том, что ситуация нейтральная. Стимулирующие меры могут оказаться эффективными именно в этот момент. Мы не имеем никаких дополнительных негативных шоков со стороны внешнего мира, благодаря чему можем спокойно заниматься проблемами, которые сформировались в нашей экономике. На мой взгляд, большинство мер экономической политики, которые могут реально стимулировать рост, так или иначе нашли свое отражение в этой программе. Более того, некоторые меры уже действуют — в частности, в этом году мы имеем более мягкую денежно-кредитную политику, чем в 2012 году», — пояснил Широв.

Доцент экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова О. В. Буклемишев настроен более пессимистично. Некоторые из предложенных правительством мер, по его словам, и вовсе могут оказаться вредными — в частности, это касается перспективы использования средств ФНБ для инвестирования в некие приоритетные проекты. «Мы уже видим первые примеры того, как будут использоваться эти средства. Речь идет о реконструкции участков БАМа и Транссиба, о высокоскоростной магистрали до Казани. Даже беглый взгляд на эти проекты показывает, что коммерческой окупаемости там ждать не приходится. А раз так, то речь идет о том, что средства Фонда, то есть деньги как действующих, так и будущих пенсионеров, будут размещаться в лучшем случае под нулевую доходность. В конечном счете все эти издержки перекладываются на бюджет. В этом не было бы ничего страшного, если бы за самими проектами стоял реальный экономический эффект, если бы они могли дать экономике импульс. А это вовсе не очевидно, учитывая, что мы говорим о высокоскоростных магистралях, которые субсидируются в течение всего срока их эксплуатации, и об узких местах БАМа, которые не удалось расшить и в советское время. В целом план меня не убеждает. Его явно недостаточно, чтобы вытащить экономику из нынешней ситуации стагнации. Для этого потребуются какие-то более серьезные действия», — заключил экономист.

У доцента Международного института государственной службы и управления И. Е. Москалева сомнений в необходимости программы конкретных действий нет, зато есть вопросы к обозначенным правительством приоритетам. «В сложившихся условиях встает вопрос о том, что является наиболее значимым фактором роста экономики. Меры стимулирования малого бизнеса могут отчасти решить проблему занятости населения. Они являются действенными либо в аграрных странах, либо в странах с развитой экономикой, где малый бизнес вписан в структуру производственных цепочек крупных корпораций. Мы не относимся ни к той, ни к другой категории. В плане отмечены стимулы по развитию отраслей, в частности авиастроительной. Но и здесь существует масса проблем. На фоне низкой эффективности труда мы наблюдаем резкое сокращение трудоспособного населения. По статистике оно составляет 86 миллионов человек при ежегодной убыли порядка 1 миллиона человек. То есть к 2020 году у нас будет в лучшем случае 80 миллионов, и для всех приоритетных отраслей экономики остро стоит проблема обеспеченности высококвалифицированными кадрами. Мигранты здесь не помогут. Поэтому необходимы инвестиции в человеческий капитал, они носят стратегический характер. А об этом в современных программах почти ничего не говорится», — сказал Москалев.

Первый заместитель директора Института экономики РАН Д. Е. Сорокин напомнил, что в Основных направлениях деятельности правительства на период до 2018 года, утвержденных в январе текущего года, сказано о необходимости обеспечить в предстоящий среднесрочный период выход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не менее 5% в год. Рост 2–3% в год согласно этому документу критически мал: при такой динамике ВВП не удастся сбалансировать экономические и социальные составляющие развития страны.

По данным Росстата, в первом полугодии 2013 года рост ВВП составил 1,6%. Еще в сентябре 2012 года МЭР планировало прирост ВВП по итогам 2013 года на уровне 3,7% при падении цен на нефть на 11%. В апреле 2013 года прогноз был снижен до 2,4%, и это притом что нефть, как ожидается, подешевеет всего на 5%. «Чем объяснить, что темпы падения цен на нефть в два раза слабее, а темпы прироста экономики резко снижаются? Явно начали работать те самые негативные внутренние факторы, о которых мы говорим уже давно. На мой взгляд, главная тревожащая тенденция — сокращение инвестиций в основной капитал на 1,4 процента в первом полугодии 2013 года. Для сравнения: в 2012 году, когда ВВП вырос за первое полугодие на 4,8 процента, рост инвестиций составил 12,8 процента», — уточнил Сорокин, подчеркнув, что основную массу инвестиций дает частный бизнес. «Меня тревожит падение реального сектора экономики. Его базы, его ядра. Обрабатывающее производство в первом полугодии показало нулевой рост. Производство того, чем, собственно, обрабатывают — металлорежущих станков, упало на 13,4 процента. Притом что у половины нашего технологического оборудования в машиностроении срок службы составляет более 25 лет. То есть ситуация критическая», — считает экономист.

Эксперты сошлись во мнении, что выводы об эффективности плана действий, предложенного Правительством РФ, можно будет сделать не раньше чем по итогам первого и второго кварталов 2014 года. Если признаков улучшений не будет, то, возможно, тогда же властям придется сформулировать набор более глубоких мер воздействия на экономическую ситуацию.

Поделиться