25 апреля 2024 года
Регистрация
№9 Сентябрь 2013 — 28 сентября 2013

Проблемы внедрения программного бюджетирования

Версия для печати 5180 Материалы по теме
Проблемы внедрения программного бюджетирования

В Москве состоялись Десятые Августовские чтения по государственным финансам. В этом году они были посвящены перспективам формирования программного бюджета, а также вопросам, связанным с разработкой и реализацией государственных и муниципальных программ.

Обсуждая весенние поправки в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ), которые ввели понятие государственных программ, участники дискуссии констатировали, что переход к программному бюджетированию, о котором так долго говорилось, фактически состоялся. Однако для того, чтобы этот инструмент по-настоящему заработал, необходимо решить массу вопросов. Первый из них связан с проработкой механизмов межведомственного взаимодействия. Потребуется разобраться с потолками бюджетных расходов, с процедурой оценки эффективности реализации программ. Важно понять и то, каким образом должно быть отражено участие регионов в реализации федеральных программ, а муниципалитетов — в реализации региональных.

«Базовой проблемой в рамках программного бюджетирования является то, как должны взаимодействовать органы власти разного уровня. Это касается взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали. Мы ожидаем, что в связи с формированием программного бюджета будет возрастать ведомственный сепаратизм. Кроме того, совершенно непонятным становится механизм взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти», — полагает директор Института реформирования общественных финансов В. В. Климанов. Определенные сложности вызывает и необходимость отмены существующего инструмента долгосрочных целевых программ, особенно на региональном и муниципальном уровнях. «Был принят федеральный закон, который указал, что такие программы должны отмирать. Однако не ясно, как именно это будет происходить и почему на федеральном уровне вопреки этой логике утверждаются новые ДЦП», — сказал Климанов.

Другой труднорешаемый вопрос — взаимная увязка программных бюджетов и документов стратегического планирования. Сложности неизбежно возникнут в ходе погружения существующих федеральных целевых программ в новую программную структуру бюджета. Массу нареканий вызывает пока сохраняющаяся практика утверждения базового и дополнительного вариантов финансирования государственных программ на федеральном уровне.

Как отметил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров, решение поставленных выше проблем осложняется тем, что различные ведомства, в частности Минфин и Мин­экономики, смотрят на инструмент госпрограмм по-разному. Например, это касается известного противоречия, связанного с территориальными госпрограммами. Минфин выступает против их разработки, Минэкономразвития — за. Между тем уже приняты три территориальные госпрограммы (все остальные носят отраслевой характер). По мнению замминистра, в идеале отраслевые госпрограммы и так должны иметь региональный разрез. Он должен быть отражен на уровне основных мероприятий подпрограмм, в качестве которых могут выступать конкретные инвестиционные проекты или их совокупность.

Лавров отметил, что многие министерства и ведомства пока не вполне серьезно относятся к госпрограммам, воспринимая их как аналог ФЦП, то есть инструмента, ориентированного на выбивание дополнительных денег. «Это будет продолжаться до тех пор, пока мы не перейдем к установлению потолков госпрограмм. Тогда каждый министр будет знать: есть гос­программа, есть долгосрочный ресурс, и дополнительных денег никто не даст», — пояснил представитель Минфина России. У сложившейся ситуации есть объективные причины. Изначально предполагалось, что федеральные госпрограммы будут разрабатываться в условиях наличия актуальной долгосрочной стратегии социально-экономического развития, а также, что еще более важно, долгосрочной бюджетной стратегии, из которой и вытекали бы соответствующие бюджетные ограничения. Однако вышло строго наоборот: программы формировались без таких направляющих документов, а потому получились не слишком удачными.

С учетом всех затронутых проб­лем, многие из которых пока не нашли своего решения на федеральном уровне, участники обсуждения отметили необходимость оказания регионам методической поддержки по внедрению программного бюджетирования.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно