Версия для печати 4609 Материалы по теме
О создании интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» в Нижегородской области

Алексей Павлович ПРЫТКОВ, начальник управления развития технологий системной безопасности и оптимизации бюджетных процессов министерства финансов Нижегородской области: в создании интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» ключевым направлением является построение государственной информационной системы управления общественными финансами. Активные меры по автоматизации бюджетного процесса, принимаемые в настоящее время министерством финансов Нижегородской области, позволяют выстроить региональный сегмент «Электронного бюджета» с созданием единого централизованного пространства, соответствующего последним требованиям законодательства.

На протяжении последних нескольких лет утвержденная Правительством РФ Концепция создания и развития государственной интегрированной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» является одним из основных двигателей процесса реформирования и, как следствие, информатизации бюджетной системы России. Заявленные в концепции «Электронного бюджета» цели (обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышение качества финансового менеджмента) способствуют созданию инструментов для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов реализации государственных программ, повышения доступности для граждан информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии пуб­лично-правовых образований. Кроме того, они позволяют повысить эффективность управления государственными финансами в части планирования и исполнения бюджета, управления государственными закупками и финансового контроля.

Развитие регионального сегмента

Начиная с 2006 года, когда губернатором Нижегородской области В. П. Шанцевым было утверждено распоряжение «О создании государственной информационной системы управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области», финансово-бюджетная система региона непрерывно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и на региональном уровне. Разработка нормативно-правовой основы и внедрение в бюджетный процесс Нижегородской области базовых принципов построения системы начались задолго до принятия федеральных нормативно-правовых актов. В регионе утверждена Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, решаются задачи повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии с программой правительства Нижегородской области «Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011–2012 годы». Закономерным итогом такого подхода стало развитие государственной информационной системы управления общественными финансами в Нижегородской области.

В целях формирования единого электронного цикла бюджетного процесса, который обеспечивает взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования с процессом исполнения бюджета, в министерстве финансов Нижегородской области была начата работа по объединению разрозненных по задачам информационных систем в единый механизм взаимодействия — государственную информационную систему управления общественными финансами, объединенную общей архитектурой информационной среды и обеспечивающую единство информационного пространства. В составе государственной информационной системы управления общественными финансами на начальном этапе было интегрировано пять информационных систем, решающих задачи в разрезе узкопрофильных направлений. Сейчас ее состав расширен до 14 систем. На основе интеграции указанных систем в единое информационное пространство будет обеспечено единство бюджетного процесса Нижегородской области, что позволит выстроить региональную систему «Электронный бюджет».

Управление бюджетным процессом

Основой автоматизированной системы управления бюджетным процессом является информационная система «АЦК-Планирование», ее разработчик — компания «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ). Решение полностью отвечает последним изменениям в бюджетном законодательстве и позволяет планировать бюджет програм­мно-целевым методом, автоматизируя формирование единой системы целей, задач, перечня государственных программ, предельных объемов ассигнований по программам, подпрограммам, основным мероприятиям, отчетных форм. Следует отметить, что планирование бюджета способствует решению таких задач, как обеспечение долгосрочной сбалансированности, внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти, совершенствование межбюджетных отношений, повышение эффективности распределения бюджетных средств, и создает необходимые условия для перехода области с 2015 года к формированию программного бюджета.

После внедрения системы в министерстве Нижегородской области снизилась трудоемкость рутинных операций при планировании бюджета по расходам, доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, подготовки изменений бюджета в течение года, была создана возможность формирования реестра расходных обязательств, государственных заданий. Таким образом, специалисты могут получить полную и достоверную информацию для принятия решений, связанных с контролем, прогнозированием и планированием финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Система планирования бюджета интегрирована с другими действующими в министерстве финансов Нижегородской области автоматизированными системами на основе принципа однократного ввода справочных данных и благодаря созданию единой информационной среды обмена и хранения (единого хранилища и центра обработки данных). Эта среда используется всеми системами в составе государственной информационной системы, что позволяет осуществлять обмен общими справочниками и показателями утвержденного бюджета, а также их автоматическую корректировку в текущем году без дополнительных затрат рабочего времени.

Информационная система исполнения бюджета в Нижегородской области построена на основе такого решения, как «АЦК-Финансы». Автоматизированный центр контроля реализует положения основных федеральных законов и нормативных актов, применяемых при исполнении бюджета. Обеспечена полная автоматизация документооборота на всех этапах исполнения бюджета, что является инструментом контроля, мониторинга исполнения бюджета и получения достоверной отчетности в режиме реального времени. В настоящее время в министерстве автоматизированы функции учета доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, обеспечена организация кассового обслуживания исполнения бюджета по расходам в соответствии с требованиями Федерального казначейства. Контроль за целевым использованием бюджетных средств предусматривает различные варианты бюджетной отчетности. Поэтому немаловажным критерием является возможность получения оперативной и достоверной информации, формирование форм отчетности в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также решениями органов местного самоуправления. Способы получения информации, отчетность представлены во множестве вариантов. Сегодня пользователями информационной системы являются участники бюджетного процесса как субъекта РФ, так и муниципальных образований Нижегородской области, включая финансовые органы, распорядителей, главных распорядителей бюджетных средств и учреждения.

Госзаказ и контроль

Задачи по повышению эффективности предварительного контроля расходов, прозрачности закупок, оптимизации финансовых затрат в министерстве финансов Нижегородской области решаются с помощью системы автоматизации учета показателей государственных закупок «АЦК-Госзаказ», позволяющей обеспечивать планирование размещения, а также контроль за исполнением государственных контрактов и договоров. Система интегрирована с системой исполнения бюджета, что позволило полностью автоматизировать процедуры санкционирования расходов и резервирования средств бюджета при размещении заказа.

Применение комплексной системы управления государственными закупками упростило процедуры сбора и контроля планов размещения заказа у государственных заказчиков и формирование сводного плана закупок. На основе информации, получаемой в процессе формирования заказа, система позволяет оперативно формировать отчетность и создает условия для более эффективного проведения предварительного контроля и повышения открытости информации о государственных закупках.

В Нижегородской области в 2013 году началась реализация проекта по внедрению системы автоматизации деятельности контрольно-ревизионных органов «АЦК-Бюджетный контроль». Система, являясь частью единого информационного пространства государственной информационной системы управления общественными финансами, автоматизирует весь комплекс контрольных процедур — от планирования до отчетности о полноте контрольно-ревизионных мероприятий и полностью отвечает требованиям законодательства в области финансового контроля.

Среди последних законодательных новаций особо стоит отметить подписание Президентом РФ Федерального закона № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего изменения в системе государственного (муниципального) финансового контроля, порядке его осуществления, а также в части ответственности за допущенные бюджетные нарушения. В Нижегородской области будет налажена информационная поддержка полного цикла проводимых контрольных мероприятий, что выведет органы финансового контроля на современный уровень взаимодействия как по горизонтали, так и по вертикали.

Принимаемые меры в сфере бюджетного контроля обеспечивают повышение эффективности проведения контрольных процедур, направленных на проверку правомерности, рациональности использования бюджетных средств, а также совершенных и планируемых государственных закупок по объектам контроля, являющимся государственными учреждениями. В ближайшее время будет осуществлен запуск системы в промышленную эксплуатацию, а вся информация, необходимая для подготовки и проведения контрольных мероприятий, будет импортироваться из установленных в министерстве финансов Нижегородской области систем планирования и исполнения бюджета, управления государственными закупками.

В связи с растущей потребностью в использовании Интернета при построении системы управления общественными финансами, а также для обеспечения открытости информации в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» министерством финансов Нижегородской области проводится большая работа в рамках обеспечения информационной безопасности и бесперебойного функционирования всех компонентов системы. Особую актуальность задачи информационной безопасности приобрели с выходом приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 11 февраля 2013 г. № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах». Реализованный в Нижегородской области подход к процессам планирования и исполнения бюджета, управления государственными закупками и финансового контроля позволил оптимизировать деятельность участников бюджетного процесса, сократить трудозатраты, сделал возможным создание единого информационного пространства управления общественными финансами, что в итоге позволяет на практике реализовать ключевые положения концепции «Электронного бюджета».

Поделиться