Расул Балукуевич АНАЕВ, коммерческий директор компании «БСС Инжиниринг», к. т. н.: необходимость комплексной информатизации оказания государственных услуг и услуг коммерческих поставщиков (ЖКХ, транспорт, медицина, детские дошкольные учреждения и др.) диктуется имеющимися проблемами при проведении социально значимых реформ.
На данном этапе развития информатизации сферы государственных и социально значимых коммерческих услуг различные ведомства, а также региональные и федеральные органы исполнительной власти для решения соответствующих вопросов пользуются информацией из разрозненных и разнотипных информационных ресурсов. При этом, как правило, для указанных информационных ресурсов отсутствуют единые правила оказания и оплаты услуг, формирования сведений и единая инфраструктура сбора данных в электронном виде. Это обстоятельство серьезно ограничивает возможности и удобство основных потребителей — граждан. Кроме того, отрицательно сказывается на планах наполнения местных бюджетов и прозрачности их расходования, а также на эффективности принятия управленческих решений.
На рынке коммерческих, в том числе коммунальных, услуг сложилась ситуация, когда управляющие организации не предоставляют или не могут предоставить достоверные сведения об объемах и параметрах оказанных ими услуг, особенно льготным категориям граждан. Это приводит к тому, что органы местного самоуправления и госстатотчетности практически не могут проконтролировать достоверность информации, предоставленной управляющими организациями.
В этой связи компания «БСС Инжиниринг» предлагает регионам инновационные ИТ-решения для создания и развития единого информационного пространства по оплате государственных, муниципальных и иных социально значимых услуг. Такие решения на практике подтвердили свою эффективность и являются информационными системами нового поколения, позволяющими обеспечить полноту, достоверность и актуальность информации об оказанных услугах, начислениях и фактах их оплаты.
Внедрение подобных решений позволяет:
• осуществлять мониторинг и адекватно оценивать состояние дел в социальной сфере, особенно в сфере ЖКХ;
• оперировать действенными инструментами для выполнения функций и задач, возложенных на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
• создать основу для повышения эффективности мер социальной поддержки, снижения количества необоснованных выплат за жилищно-коммунальные и иные социальные услуги;
• повысить уровень информированности граждан по вопросам предоставления социально значимых услуг.
Для полноценной информатизации оплаты государственных и социально значимых коммерческих услуг предлагаем регионам комплексные решения на базе информационных систем линейки BS e-Region:
• «Универсальный Процессинговый Центр» (ИС УПЦ) — обеспечивает возможность учета предоставления услуг и оплаты товаров при помощи средств персональной электронной идентификации (электронные платежные карты, социальные карты);
• «Учет Начислений и Платежей» (ИС УНП) — система предназначена для учета начислений, реквизитов услуг и фактов оплаты физическими и юридическими лицами пошлин, денежных платежей (штрафов), сборов и платных услуг;
• «Модуль Администратора Начислений» (ИС МАН) — система предназначена для учета начислений, реквизитов услуг и фактов оплаты в организациях, являющихся администраторами начислений, и обмена данными с ГИС ГМП, а также ИС УНП;
• «Универсальный Платежный шлюз» (ИС УПШ) — обеспечивает интеграцию различных платежных инструментов с региональными порталами в целях предоставления гражданам возможности оплаты услуг и выставленных начислений.
Более подробно с возможностями информационных систем и примерами их использования можно ознакомиться на нашем обновленном корпоративном сайте www.bss-e.com.
Пример использования информационных систем при расчетах за услуги ЖКХ
ИС УПЦ обеспечивает возможность учета предоставления услуг, автоматизацию расчета стоимости полученных услуг на основе тарифов поставщиков (биллинг), выставление счетов на оплату как в адрес бюджетов (при бюджетировании какой-либо льготы), так и в адрес абонентов — получателей услуг. Сотрудники организаций — поставщиков услуг осуществляют ведение основных справочников ИС УПЦ: заносят данные об абонентах, тарифах и льготах. Сотрудники уполномоченного органа исполнительной власти вносят в ИС УПЦ информацию о льготах для различных категорий потребителей.
ИС УПЦ получает информацию об объеме предоставленных услуг по каждому абоненту. ИС УПЦ на основании полученных тарифов и данных о потреблении рассчитывает стоимость оказанных услуг, формирует счета в адрес как юридических, так и физических потребителей.
Выставленные на оплату счета поступают на хранение в ИС УНП, откуда могут быть предоставлены по запросам порталов и банков. Посредством ИС УПШ на портале может быть произведена оплата счета в банке или посредством платежной системы. Часть услуг может быть оплачена в рамках предоставленной социальной помощи. В этом случае счет передается в орган исполнительной власти для возмещения поставщику услуг стоимости оказанной услуги из бюджета.
Таким образом, информатизация оплаты государственных и социально значимых услуг является залогом собираемости доходов в бюджет и удобства граждан.