Марианна Юрьевна КОКУНОВА, министр образования Московской области: в Московской области в 2013 году существенно увеличено ресурсное обеспечение сферы образования — на 20 млрд руб., или на 20%, по сравнению с бюджетом на 2012 год. Об основных нюансах финансирования отрасли в регионе читайте в статье.
Планирование бюджетных расходов по отрасли «Образование» осуществляется в области на основе программно-целевого метода через долгосрочные целевые программы, ведомственные программы с применением нормативов подушевого финансирования и нормативов стоимости государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Реализация приоритетного национального проекта «Образование», указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», масштабных инициатив Президента РФ, Правительства России и правительства Московской области осуществляется в форме:
• поддержки школ и учреждений профессионального образования;
• совершенствования образовательных стандартов и системы оценки качества образования.
Уточненный объем расходов консолидированного бюджета Московской области по отрасли «Образование» на 2013 год составляет 131,6 млрд руб., в том числе:
• расходы бюджета Московской области — 79,6 млрд руб. (увеличение по сравнению с бюджетом на 2012 год на 13,8 млрд руб., или на 21,6%);
• расходы бюджетов муниципальных образований на заработную плату и текущее содержание детских дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, текущее содержание муниципальных общеобразовательных учреждений — 52 млрд руб. (увеличение по сравнению с бюджетом на 2012 год на 10,5 млрд руб., или на 25%).
В составе расходов бюджета Московской области по разделу «Образование» учтены расходы на предоставление бюджетам муниципальных образований субъекта 12 субвенций, 12 субсидий и шесть иных межбюджетных трансфертов в сумме 44 млрд руб., направляемых бюджетами муниципальных образований:
• на оплату труда работников 1421 муниципального общеобразовательного учреждения Московской области, 79 негосударственных общеобразовательных учреждений;
• оказание мер социальной поддержки 2134 детям-сиротам;
• частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в количестве более 631 тыс. учащихся и реализацию мероприятий по совершенствованию школьного питания;
• проезд к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся в количестве 11,3 тыс. учащихся;
• учебники, учебные пособия, технические средства обу¬чения;
• обеспечение подвоза 166 учащихся к месту обучения в муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности;
• оплату интернет-трафика 1389 муниципальных общеобразовательных учреждений.
В составе расходов бюджета Московской области по разделу «Социальная политика» предусматриваются расходы в области охраны семьи и детства в сумме 6,7 млрд руб., в том числе предоставление двух субвенций бюджетам муниципальных образований на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения, в объеме 2,5 млрд руб.
Структура межбюджетных трансфертов на 2013 год:
• 84,3% — на оплату труда и начисления работников образовательных учреждений;
• 4,1% — выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях;
• 3,3% — частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся и реализацию мероприятий по совершенствованию школьного питания;
• 2,6% — учебники, учебные пособия, технические средства обучения;
• 2,0% — оказание мер социальной поддержки детям-сиротам;
• 0,9% — обеспечение дополнительными местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
• 0,9% — закупку учебного и технологического оборудования, автобусов для муниципальных общеобразовательных учреждений;
• 0,8% — содержание и получение детьми дошкольного образования в негосударственных дошкольных учреждениях;
• 0,6% — проведение капремонта образовательных учреждений за счет средств, полученных из бюджета города Москвы;
• 0,2% — оплату интернет-трафика муниципальных общеобразовательных учреждений;
• 0,2% — обеспечение подвоза учащихся к месту обучения в муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности;
• 0,1% — проезд к месту учебы и обратно отдельным категориям обучающихся.
Зарплата
Главным результатом реализации комплекса мер по модернизации общего образования в Московской области стало достижение в четвертом квартале 2011 года показателя средней зарплаты по экономике Московской области (27,139 тыс. руб.). Средняя заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области в этот период составила 27,744 тыс. руб., то есть превысила планируемый объем показателя за четвертый квартал 2011 года на 2,2%.
В 2012 году продолжено поэтапное повышение оплаты труда учителей с целью сохранения ее на уровне средней заработной платы по экономике. В ноябре 2012 года на видеоконференции о ходе модернизации региональных систем общего образования, проведенной Президентом РФ В. В. Путиным и министром образования и науки РФ Д. В. Ливановым, Московская область была отмечена как регион, наиболее динамично и эффективно работающий над решением вопросов повышения уровня средней заработной платы учителей и сохранения заработной платы на уровне средней по экономике в субъекте.
В Московской области уровень средней заработной платы учителей составил за 2012 год 33,629 тыс. руб., что на 4% выше средней заработной платы по экономике региона (32,228 тыс. руб.). Для этого в 2012 году осуществлено повышение базовой части заработной платы всем категориям работников образовательных учреждений в области. С 1 января 2012 года она была повышена на 10%, с 1 сентября 2012 года — на 6%. Сокращение ставок учителей, а также социальных педагогов и педагогов-психологов по образовательным учреждениям с 1 сентября 2012 года не производилось.
Особенности бюджета на 2013 год
Согласно плану социально-экономического развития Московской области на
В целях реализации государственных полномочий по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями с 1 января 2013 года в области в 1,5 раза увеличены учебные расходы — с 1,1 тыс. до 1,65 тыс. руб. на одного учащегося в год, в том числе расходы на учебники — с 900 до 1,5 тыс. руб. В качестве меры по укреплению социальной поддержки учащихся с 1 января 2013 года на 20% был увеличен размер средств на частичную компенсацию стоимости питания на один учебный день на каждого обучающегося в течение учебного года. На начальной ступени общего образования компенсация увеличена с 15 до 18 руб., на второй и третьей ступенях обучения — с 10 до 12 руб.
Чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных обучающихся, в 2013 году увеличено количество школ с высоким уровнем достижений работы педагогических работников с 50 до 75. При этом в Московской области в 2013 году сохранены малокомплектные сельские школы и рассматриваемые в качестве таковых муниципальные общеобразовательные учреждения в количестве 150 учреждений.