Версия для печати 1886 Материалы по теме
Красен ли наш долг?

Государственный долг России по итогам 2013 года составит 14,3% ВВП, тогда как еще в июле ожидалось, что он не превысит 12,8%. Много это или мало? Каков возможный эффект от наращивания госдолга? Может ли он стать проблемой для экономики? Эти и другие вопросы интересовали экспертов, собравшихся в пресс-центре РИА «Новости».

Безопасный объем госдолга для стран с развивающимися рынками составляет 20% ВВП. Для стран еврозоны данный показатель гораздо выше — 60%, а, например, в Японии он достиг 220%. Долг Российской Федерации, по оценке старшего научного сотрудника Института «Центр развития» НИУ ВШЭ С. Г. Пухова, пока невелик, поэтому нагрузка на бюджет практически незаметна. В течение 2012–2016 годов затраты на его обслуживание должны вырасти в номинальном исчислении на 40% (с 408 до 567 млрд руб.). Однако наращивание долга одновременно с отказом от структурных реформ способно обернуться проблемами, считает эксперт. Сегодня опережающими темпами растут бюджетные расходы на оборону, в то время как положительный экономический эффект могли бы принести вложения в инфраструктурные проекты.

«В начале 80-х годов ХХ века СССР тоже имел очень высокий кредитный рейтинг, но потом начал расти госдолг, затем рухнули мировые цены на нефть, и, наконец, началась перестройка, потому что все поняли, что так жить нельзя», — напомнил директор Банковского института ВШЭ В. М. Солодков. По его мнению, государство должно прежде всего «посмотреть на себя» и сократить лишние расходы. Поэтому рост госдолга, как полагает эксперт, абсолютно необходимо остановить. В конце концов сегодня никто не застрахован от повторения упомянутой ситуации с нефтегазовым сектором.

Заместитель декана финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Л. Д. Сангинова не согласилась с коллегами. На ее взгляд, нынешний долг России связан прежде всего с госгарантиями и особенной угрозы не представляет. В ситуации кризиса 2008 года, когда сокращались поступления в казну, государство поддерживало экономику с помощью бюджетных средств. И кроме федерального бюджета, добавила замдекана, есть еще бюджеты субъектов РФ, из которых в значительной мере финансируются расходы на «человеческий капитал» — образование, здравоохранение, культуру.

На счетах правительства в Центробанке висят неиспользуемые средства в объеме около 4 трлн руб., констатировал профессор факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Ю. Н. Юденков. Попытки срочно освоить их в конце года оказываются не особенно успешными. Правильнее было бы не занимать снова и снова, а для начала эффективно использовать то, что уже есть, дал понять ученый. А пока в планах Министерства финансов РФ — очередные займы на внутреннем и внешнем рынках, причем за рубежом будут занимать по 7 млрд долл. ежегодно.

Деньги со счетов правительства не могут уйти не по назначению, заверила участников дискуссии Сангинова. Более того, Федеральное казначейство рационально использует их, размещая временно свободные средства на депозитах кредитных организаций. Государство, по ее словам, готово финансировать новые проекты, но их, увы, нет. Сегодня деньги либо находятся у государства, либо лежат мертвым грузом у предприятий, либо утекают из страны, кратко обрисовал положение дел Пухов. Без роста конкуренции на рынке, по его мнению, позитивных перемен ожидать не приходится.

Профессор Юденков также призвал собравшихся не забывать о долгах госкорпораций и компаний с государственным участием. Их общий объем вызвал некоторые разногласия у экспертов: были названы суммы от 80 до 320 млрд долл. Де-юре бюджет за них не в ответе, госдолгом они не считаются, но всем понятно, что государство, например, никогда не позволит обанкротить ОАО «РЖД». А вообще бороться следует с инфляцией: «За двадцать лет мы сами себя загнали в тупик, и в обозримой перспективе ставки за рубежом окажутся ниже. Поэтому всегда будет искушение и у госкорпораций, и у частного бизнеса занимать там», — поставил точку Солодков. Или многоточие?

Поделиться