Версия для печати 2725 Материалы по теме
Обновление системы

«Первые итоги перезагрузки» — так организаторы назвали конференцию, посвященную информационно-коммуникационным технологиям в государственном секторе. Агентство CNews собрало представительную аудиторию, чтобы послушать московских, региональных, а также зарубежных экспертов и практиков.

Торопиться не надо

Объем работы ИТ-компаний с государственной властью растет, констатировал директор департамента регионального развития ОАО «Ростелеком» Д. В. Гуртов. Коснувшись проекта «Электронное правительство», он сообщил, что шесть пилотных регионов протестировали необходимые сервисы, для каждого из них готов удобный инструментарий. После обучения персонала дальнейшая деятельность на местах осуществляется самостоятельно. Тренд развития, на его взгляд, таков: в течение еще примерно двух лет будут формироваться базы данных для электронного взаимодействия. Отраслевая информатизация идет пока не очень активно. «И неизвестно, пойдет ли», — добавил эксперт. Свои услуги властям субъектов РФ предлагает целый ряд компаний, однако те занимают скорее выжидательную позицию.

Между тем в ближайшее время, по словам Гуртова, станет доступным целый пласт современных компонентов. Объектом их приложения может быть, например, сфера медицины, где считается завершенным первый этап модернизации. С «Ростелекомом» на данном направлении взаимодействовали 32 региона, где сейчас завершается внедрение новейших технологий. Не всем врачам удается психологически перестроиться, но глава департамента «Ростелекома» верит, что эффективная работа все-таки начнется. Интерес к новым сервисам наблюдается и в сфере образования — правда, здесь нет таких объемов финансирования, как в здравоохранении. Компоненты информационного общества внедрили у себя 12 регионов, еще в 18 развернута соответствующая деятельность.

Есть и другие перспективные программы — к примеру, «Безопасный город». Другое дело, что везде под ними понимают нечто свое, а для реального обеспечения той же безопасности нужна не только система видеонаблюдения, но и целостный механизм управления процессом. Заявленное сокращение бюджетных расходов может негативно сказаться на планах по информатизации: средств на содержание дорогостоящих систем муниципалитеты могут не найти. «Ростелеком» готовится заключить с Правительством РФ договор о развитии «Электронного правительства», сообщил Гуртов. Но большие проекты, по его мнению, за 1–2 года не реализуются.

Подключим всех

С развитием техники и технологий возникает необходимость пересмотреть некоторые подходы к «Электронному правительству», считает генеральный директор BSS Engineering А. А. Чучелов. Жизнь требует наличия в регионах собственных команд специалистов, и здесь будет актуальным вопрос оплаты их услуг. Чучелов предложил чиновникам дать коммерческим компаниям возможность создать единую централизованную систему учета начислений на уровне региона. По его словам, реализация социальных программ могла бы идти через специальные электронные карты, аналогичные социальной карте москвича. С их помощью может производиться обслуживание людей, например, в розничной торговле или на транспорте.

В центре такой системы должен находиться региональный оператор, к которому подключатся все государственные (муниципальные) и коммерческие поставщики услуг. Его задача — работа с Системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также организация регионального каталога поставщиков. Таким образом, будет создана единая автоматизированная среда. В числе проблем, которые предстоит решить, Чучелов назвал идентификацию получателя услуг. Технологическая площадка по учету начислений, по его мнению, дает регионам массу новых возможностей. На вопрос о перспективах государственно-частного партнерства Чучелов ответил, что оно не только прогнозируется — ведутся переговоры с банками, готовыми инвестировать средства в ИТ-сектор.

Читайте инструкцию

Более 200 информационных систем эксплуатируются на площадках «Электронной Москвы», напомнил советник генерального директора этой компании Ю. М. Хукашвили. Сегодня невозможно представить себе их остановку, заметил он, делясь опытом столицы. Более 1,8 тыс. организаций и 42 тыс. пользователей мегаполиса уже работают в системе электронного документооборота (ЭДО), но прогнозы по расширению охвата — дело неблагодарное. Не ясно, сколько юридических и особенно физических лиц захочет воспользоваться системой. «Большинство людей просто не читают инструкцию, а потом ругают нас», — посетовал советник и сказал: «Мы поняли, что надо начинать с обучения». Именно оно позволяет сократить сроки внедрения ЭДО.

Очень важную роль играют аналитика и отчетность, позволяющие понять, в каком направлении развивается система. В столице, кстати, отказались от услуг коммерческих провайдеров и построили свой Центр обработки данных (ЦОД). Сделано это, как заверил Хукашвили, для обеспечения надежности функционирования «Электронной Москвы».

Говоря о дистанционных технологиях на службе общества и государства, менеджер по работе с госсектором компании «Polycom Россия» В. М. Гусев уделил особое внимание развитию видеосвязи. Ее возможности растут стремительно. Внедрению данного вида связи в варианте, максимально удобном для пользователя, мешает несовместимость приемных и передающих устройств (в том числе мобильных телефонов), выпущенных разными производителями. Гусев присоединился к мнению других участников дискуссии о необходимости обучения персонала и оказания консультационных услуг. По его словам, органы госвласти у компании, которую он представляет на российском рынке, — на первом месте среди клиентов.

Эксперт подробно осветил преимущества современной видеосвязи. Во-первых, она может сыграть огромную роль в образовании, учитывая масштабы и протяженность нашей страны. Во-вторых, способна оказать большую помощь судебной и правоохранительной системам, позволит им сэкономить бюджетные средства, выделяемые на дознание, командировки сотрудников и охрану. В-третьих, от нее можно ожидать существенную пользу для медицины с точки зрения диагностики и квалифицированных консультаций ведущих специалистов на расстоянии. Сегодня есть техническая возможность отображать видеоконтент на мобильных устройствах, работающих в сетях 3G, и такие устройства делаются все более компактными и удобными.

Привязались? Предлагайте!

К истории вопроса вернулся технический директор компании «ТехноСерв» В. А. Волков. До 2002 года, пока не была принята ФЦП «Электронная Россия», единого государственного подхода к информатизации практически не существовало, напомнил он. Затем появилось бюджетное финансирование, и к процессу в большом количестве стали привлекаться коммерческие подрядчики. На развитие сектора дополнительное влияние оказал Федеральный закон № 94-ФЗ, согласно процедурам которого происходил отбор подрядчиков для разработки систем. После кризиса 2008 и 2009 годов финансирование разработок резко сократилось, и исполнители, по выражению докладчика, постарались привязать госзаказчиков к себе. А потом началась реализация проектов, связанных с внедрением ЭЦП и развитием СМЭВ, и к контрагентам компаний добавились граждане. Привязка заказчиков к конкретным исполнителям и технологиям усилилась.

Сначала каждый год появлялись новые системы, сейчас основные уже разработаны, и задачу можно сформулировать так: пора расширить их функционал с точки зрения предоставления внешних услуг. Госструктуры вынуждены тратить значительную часть бюджетных средств, выделяемых на информатизацию, поддержку систем, которые разрабатываются под устаревшие требования, полагает эксперт. Количество проблем при эксплуатации растет, и решать их в ручном режиме уже невозможно. Поэтому компании должны не просто предлагать сервис для госзаказчиков, но и брать на себя управление системами и их эксплуатацию.

Поделиться