Версия для печати 1987 Материалы по теме
Бремя собственника

Юбилейный Х Всероссийский конгресс «Управление государственной и муниципальной собственностью» состоялся в Москве в конце сентября. Участники конгресса обсудили наиболее острые проблемы законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.

На мероприятии был рассмотрен самый широкий спектр проб­лем. В частности, проанализированы спорные ситуации, возникающие при оценке имущества, в том числе при его подготовке к приватизации, освещены проблемы налогообложения, государственной регистрации прав, передачи имущества в связи с разграничением полномочий между органами власти различного уровня.

Представитель Минобороны России осветил такую актуальную тему, как передача федерального имущества, находящегося в ведении министерства, субъектам РФ и муниципалитетам. Известно, что у военного ведомства немало избыточной собственности, которая не находит применения в Вооруженных силах. В связи с этим был принят Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По данным самого министерства, до ноября 2012 года, когда было решено упростить процедуру передачи, регионам и муниципалитетам было передано 95 военных городков, а за прошедшие с тех пор месяцы уже 720. Так, в собственность субъектов РФ и муниципальных властей перешло более 1,2 тыс. объектов инженерной инфраструктуры, 250 котельных, 460 детских садов. В затронутой теме остается немало нюансов, связанных с определением имущества, подлежащего передаче, обеспечением охраны этого имущества в процессе передачи, а также финансированием соответствующих мероприятий.

Представитель Федеральной антимонопольной службы рассказал о новых правилах проведения закупок, вытекающих из закона о федеральной контрактной системе. Чиновник подчеркнул, что закон не сможет выполнять свои функции до тех пор, пока к нему не будут приняты необходимые подзаконные акты: за два месяца до вступления закона в силу из более чем 70 нормативно-правовых актов принято только 36. Некоторые принципиальные вопросы до сих пор не решены — в частности, это касается процедуры размещения заказов на строительство или реконструкцию объектов.

Собравшихся призвали обратить особенно пристальное внимание на статью 9 Федерального закона № 44-ФЗ. В соответствии с ней заказчик должен действовать на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Органам власти придется принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем профессиональной переподготовки.

Эксперт в области антимонопольного законодательства советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Е. В. Середина ознакомила участников конгресса с решениями, принятыми во исполнение правительственного плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Один из пунктов этого плана предусматривает снижение доли государственного сектора в экономике. Уже подготовлены поправки в Закон «О защите конкуренции», предусматривающие обязательное согласование с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых юридических лицах — хозяйствующих субъектах, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий. По мнению Серединой, жесткий порядок предварительного согласования, описанный в поправках, фактически исключает возможность создавать указанные предприятия: в ФАС помимо соответствующего ходатайства придется представить целый набор документов, включая, например, проект программы деятельности предприятия на три года вперед.

В качестве итога состоявшихся обсуждений можно отметить, что законодательство, регулирующее многочисленные аспекты управления пуб­личным имуществом, динамично по своей природе и никогда не стоит на месте. Именно поэтому подобные встречи экспертов, в том числе представляющих федеральные министерства и ведомства, и специалистов из регионов и муниципалитетов необходимо проводить на регулярной основе.

Поделиться