Предполагается, что со следующего года в Российской Федерации будет применяться единый стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях. Проект по улучшению условий для инвесторов, разработанный Всероссийским советом местного самоуправления совместно с Агентством стратегических инициатив, уже апробируется в нескольких российских муниципалитетах. О том, что собой представляет единый стандарт, чем вызвана необходимость его внедрения и каким образом проект сможет помочь местным властям привлечь средства на развитие экономики, мы поговорили с председателем общероссийской организации «Всероссийский Совет местного самоуправления», первым заместителем руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной думе Вячеславом Степановичем ТИМЧЕНКО.
— Вячеслав Степанович, можно предположить, что прежде, чем приступить к написанию единого стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, последний был изучен. Насколько в российских муниципалитетах инвестиционный климат благоприятен?
—Всероссийский совет местного самоуправления регулярно изучает деятельность муниципалитетов по различным направлениям. И в ходе такого анализа выявляются две главные проблемы: недостаток финансовых ресурсов для исполнения полномочий и низкий профессиональный уровень муниципальных руководителей и служащих. Если кадровый пробел можно не сразу, но восполнить, реализуя программы подготовки и переподготовки кадров, то с финансовой проблемой дела обстоят сложнее. Она очень многогранна и стоит остро не первый день. Есть несколько путей ее решения. Один из них весьма перспективный — повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования. Придет инвестор — будет развиваться бизнес, повысится собираемость налогов, которые необходимо передать на местный уровень, но об этом я скажу позднее.
На данный момент инвестиционный климат особого оптимизма не внушает. Мы провели опрос более 700 муниципальных образований. Он выявил целый ряд проблем развития инвестиционного потенциала. Это и недостаток средств в местных бюджетах, и дефицит профессиональных кадров, и неразвитость отраслей, и низкие заработные платы, обусловливающие отток трудоспособного населения с территорий, и слабая инфраструктура, плохо развитая дорожная сеть. Да и инструменты финансового сопровождения инвестиционного проекта, такие как банковские структуры, в достаточной мере не присутствуют, особенно в сельских поселениях. Несмотря на наличие у сельских поселений хорошего земельного фонда, в ходе дифференциации полученных нами результатов исследования выяснилось, что у них наиболее низкий инвестиционный потенциал. А в России из 23 тысяч муниципальных образований около 19 тысяч сельских поселений.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти