25 апреля 2024 года
Версия для печати 3389 Материалы по теме
Эффективные бюджеты: на чем в 2014 году сэкономят Москва и Петербург

Два крупнейших мегаполиса России в целом определились с доходами и расходами на три года вперед. Проекты бюджетов на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов Москвы и Санкт-Петербурга прошли первое чтение в местных законодательных собраниях. Затем власти скорректировали и адресные инвестиционные программы (АИП).

Объемы финансирования и порядок цифр в бюджетах и АИП двух городов серьезно различаются — в Москве он выше примерно в 3-4 раза. Но в условиях сокращения источников финансирования экономить придется и Москве, и Санкт-Петербургу.

По решению Мосгордумы расходная часть бюджета на 2014 год была сокращена на 140 млрд рублей, доходная на 60 млрд. В Петербурге равномерно сократили расходы по всем статьям — в среднем на 5% (как и в российском бюджете). За счет этого размер дефицита уменьшился на 21,3 млрд рублей. Кстати, в бюджете северной столицы на 2014 год, по сравнению с текущим годом, дефицит вырос на 4 с небольшим млрд рублей — это беспрецедентный для города рост. «Изменение налогового законодательства и уход крупных налогоплательщиков уже привели к выпадению 26,5 млрд рублей из доходов текущего года. Поступления из федерального бюджета уменьшаются на 13,6 млрд рублей или на 38% по сравнению с 2013 годом», — сообщил губернатор Георгий Полтавченко, выступая в заксобрании.

Очевидно, что Москва и Санкт-Петербург держат похожий бюджетный «курс». Оба города приняли «социально ориентированные бюджеты», сохранив финансирование всех социальных программ и важнейших проектов. В общем объеме доля расходов на социальную сферу (здравоохранение, образование, культуру и физическую культуру) в 2014 году в Москве составит 51%, в Петербурге — 53%. В числе главных приоритетов власти мегаполисов называют развитие транспорта и жилищное строительство. Однако это сходство — общее. Нюансы бюджетной политики зачастую серьезно различаются.

Главным приоритетом развития Петербурга в 2014 году и, одновременно, одним из главных достоинств проекта бюджета-2014 губернатор города назвал развитие метрополитена. По его словам, в сравнении с текущим годом, расходы на него возрастут на 55% и составят 20,7 млрд рублей. На эти средства предусмотрено строительство Фрунзенского радиуса, второго вестибюля станции «Спортивная», новых станций на Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линиях, а также новой ветки Красносельско-Калининской линии и электродепо.

Москва же инвестиции в развитие метро, наоборот, сократит, причем, в полтора раза. Это одна из статей расходов, на которой столица сэкономит — 9 млрд рублей. В городе появятся 32 новые станции, за счет средств инвестора будет достроено депо «Братеево». К тому стройкомплексу, как сообщил «Ведомостям» вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин, удалось добиться снижения стоимости строительства метро на 25%.

Оба города будут экономить в сфере дорожного и инфраструктурного строительства. Крупные объекты, не обеспеченные проектно-сметной документацией, сняты с финансирования, рассказал «Ведомостям» председатель бюджетно-финансового комитета законодательного собрания Петербурга Константин Сухенко. Финансирование строительства и реконструкции автомобильных дорог Москва снизит в полтора раза, эта программа при сокращении пострадала больше всего.

В Москве программа жилищного строительства подверглась незначительному сокращению — 7,2 млрд. При этом, по словам чиновников московской мэрии, темпы сохранятся на уровне 2013 года. В Петербурге же, напротив, намерены на 25% увеличить расходы на некоторые виды строительства, а также расселение граждан из аварийных домов.

В целом адресные инвестпрограммы Москвы и Петербурга секвестированы примерно одинаково. Сокращение АИП — это способ сбалансировать бюджет, объясняют в мэриях. Ведь проблема падения доходов — общая.

Некоторые показатели бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 2014 год (руб.)

Бюджетные показатели

Санкт-Петербург

Москва

Доходы

404,5 млрд (+3,4%)

1 трлн 486 млрд (+3,3%)

Расходы

443,5 млрд

1 трлн 650 млрд

Дефицит

39,2 млрд (9,3%)

164,8 млрд (11,09%)

Социальные расходы

236 млрд

840 млрд

Метро

20,7 млрд

125,3 млрд

Подробно о бюджете

Минфин опубликовал «Бюджет для граждан» на 2014-2016 годы

Дефицит бюджета регионы могут покрыть за счет кредитов

Обзор изменений законодательства. Инициативы Минфина и ФАС

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно