Проект бюджета России на 2014 год и плановый период
Документ принимается в сложной для российской экономики ситуации. Он предусматривает 5%-е сокращение расходов по всем статьям. Очевидно, что госдолг будет постепенно расти, а доходы от приватизации, например — снижаться. Индексацию зарплат госслужащим и военным заморозят.
В таком виде проект рекомендован к принятию в первом чтении. И, как предполагается, уже 25 октября он будет вынесен на обсуждение нижней палаты парламента.
Параллельно работа над бюджетами продолжается в регионах. Из них лишь небольшая часть, судя по проектам, сможет обойтись без заимствований в 2014 году.
Легко ли сделать эффективный бюджет?
Продолжающаяся в регионах работа над бюджетами идет в напряженных дискуссиях и согласованиях. Так, законодательное собрание Пермского края подвергло резкой критике проект регионального бюджета на 2014 год и плановый период
Дефицит на предельном уровне — 15% от доходов региона — запланировала на 2014 год и Костромская область. Основная часть расходов будет направлена на выполнение указов президента РФ — повышение оплаты труда медиков, педагогов, бесплатное обеспечение земельными участками многодетных семей и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья.
В Ханты-Мансийском автономном округе дефицит бюджета-2014 — 11,2% — будет «техническим», то есть не доставит региону серьезных проблем, пояснил председатель бюджетного комитета окружной думы Дмитрий Мизгулин. Он уверен, что всегда найдутся дополнительные ресурсы, чтобы этот дефицит покрыть. К примеру, цена на нефть выше запланированного в бюджете округа 101 доллара за баррель. Впрочем, вероятность открытия кредитных линий не исключают и в таком сильном регионе, как ХМАО.
Социальные обязательства — испытание на прочность
«Проект трехлетнего бюджета составлен с учетом прогнозируемого снижения макроэкономических показателей, в первую очередь прибыли предприятий и объема добычи нефти», — сообщила на бюджетных слушаниях министр финансов Сахалинской области Татьяна Карпова. Но дело не столько в этих двух факторах, сколько в исполнении социальных обязательств. Для региональных бюджетов это будет испытанием на прочность.
Доля расходов на социальные статьи в регионах разная, и она может варьироваться от 30 до 80% от общего объема расходов. В Воронежской области, например, этот показатель составляет 80%, в Кировской — 62%, а в Красноярском крае — 30%. Но в большей части регионов речь идет о резком повышении нагрузки на бюджет за счет социальных расходов. «Если экономика не будет расти, к 2016 году исполнить все, что предписано, будет невозможно», — заявила в интервью «Коммерсанту» министр финансов Пермского края Ольга Антипина.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в начале месяца обратила внимание главы Минфина Антона Силуанова на закредитованность многих регионов. «Долговая нагрузка на их бюджеты и так ставит под вопрос выполнение ими расходных обязательств», — предупредила спикер. По данным СФ, с начала 2010 года по октябрь 2013 года долги субъектов выросли с 889,6 млрд до 1,372 трлн рублей. А. Силуанов, в свою очередь, указал, что доходы регионов будут расти: в 2014 году — на 8,3%, в 2015 году — на 7,6% и в 2016 году — на 8,5%. Один из ресурсов этого увеличения — рост собираемости НДФЛ за счет повышения доходов граждан.
Как повысить поступления в региональный бюджет?
Кредит — крайняя мера, он возникает в условиях серьезного кассового разрыва, а от кассового разрыва есть несколько линий защиты, успокаивают некоторые региональные министры финансов. Первая линия — займы у автономных или бюджетных учреждений, чьи счета открыты в регионах. Есть возможность беспроцентных займов в федеральном казначействе и федерального бюджетного кредита.
В то же время депутат Госдумы от ЛДПР Антон Ищенко считает, что федеральный центр, не отдавая себе отчет, буквально вынуждает регионы брать кредиты. Ориентируясь на установки президента, губернаторы вынуждены влезать в долги и выполнять их. Он полагает, что нужно обсуждать частичное списание задолженности субъектов перед центром или перекредитование регионов более дешевыми займами из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Минфин России предлагает свои меры. Например, повысить собираемость налога на имущество за счет перехода к кадастровой стоимости для налогообложения. Увеличить собираемость НДФЛ можно за счет борьбы с «серыми» зарплатами, поскольку санкции Минфином разработаны. В Совете Федерации, в свою очередь, инициировали реструктуризацию бюджетных кредитов и увеличение поддержки регионов из федерального бюджета, которые пойдут на выполнение возросших социальных обязательств.
В такой ситуации регион все-таки может обеспечить устойчивость бюджета, не рассчитывая на федеральную помощь, делятся опытом в правительстве Москвы. Там в условиях кризиса будут совершенствовать налоговое администрирование, поддерживать промышленные предприятия по схеме «льготы в обмен на инвестиции», развивать технопарки, а также введут многоуровневый контроль внутри своей бюджетной сети. Сколько еще регионов сможет пойти по этому пути, станет известно через несколько месяцев.
Подробнее о бюджете
Федеральная контрактная система идет на смену закону о госзакупках
Работа над бюджетами в регионах активизировалась
Кто и как привяжет зарплаты бюджетников к производительности труда