Версия для печати 9486 Материалы по теме
Развитие малых городов не потребует увеличения госрасходов

В нескольких пилотных регионах, по решению правительства, будет запущена новая федеральная программа развития малых городов. Ее конечная цель — прирост ВВП на 4%, двойное увеличение денежных доходов жителей малых городов по сравнению с 2012 годом, рост объема инвестиций в основной капитал и рост бюджетных доходов. Все это разработчики ФЦП из Минрегионразвития предполагают сделать с минимальными затратами из федерального бюджета.

Новая и старая программы

168,6 млрд рублей на 7 лет, из них 52 млрд из госбюджета и 32 из бюджетов регионов, а также перераспределение 8% разных бюджетных расходов в пользу малых городов — таков общий объем финансирования новой федеральной целевой программы развития малых городов. Ее предшественница — ФЦП комплексного развития малых и средних городов в условиях экономических реформ (документ 1996-2005 годов — BUJET.RU) — предполагала несравнимо большие затраты: 2,574 трлн рублей из госказны и 4,594 трлн рублей из региональных бюджетов (в ценах 1996 года). При этом, по мнению разработчиков новой программы, предыдущий документ можно считать неэффективным, поскольку он не помог остановить сокращение населения и снижение качества жизни в малых и средних городах.

Показатели новой и предыдущей ФЦП развития малых городов

Некоторые показатели

Новая ФЦП на 2014-2020 годы

ФЦП на 1996-2005 годы

Госзаказчик программы

Минрегионразвития РФ

Минстрой РФ

Объем финансирования

168,6 млрд рублей + перераспределение 8% расходов госбюджета

7,349 трлн рублей из всех источников (цены 1996 года)

Цели

Остановить сокращение населения и снижение качества жизни

Выход из кризиса и создание условий для саморазвития

Конечный результат

Удвоение доходов населения, рост ВВП на 4%, повышение рождаемости

Структурная перестройка малых и средних городов, активизация их социально-экономического развития

Идея новой программы не нова: развитие малым городам должны обеспечить реформы в промышленности, социальной сфере и системе госуправления. За счет этих реформ разработчики и планируют увеличить ВВП на 4%, повысить уровень рождаемости и добиться роста денежных доходов жителей малых городов. Чтобы не повторять ошибок, допущенных при реализации предыдущей ФЦП, преобразования решено начать сначала в нескольких территориях.

В России насчитывается около 700 малых городов, из них 400 — моногорода, и проживает в них около 12% населения страны. Реализация же новой целевой программы должна коснуться 43% населения — то есть всех, кто проживает вокруг малых городов — в муниципальных районах.

Стоит ли инвестировать в развитие неэффективных городов?

Затратность и неэффективность программы 1996-2005 годов дала многим правительственным чиновникам «козырь» — основание настаивать на прекращении вливаний в экономику малых городов. Ныне глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, будучи министром экономического развития, назвала убывание малых городов непреодолимой тенденцией и заявила, что бюджетная поддержка таких муниципалитетов неэффективна и нецелесообразна. По ее словам, куда рациональнее было бы сосредоточить усилия на городах-миллионниках, 12 из которых делают 50% ВВП страны. По оценкам сторонников предложения Набиуллиной, поддержка неэффективных с точки зрения экономической структуры городов стоит России 2–3% экономического роста ежегодно.

В то же время, нашлись эксперты, которые разглядели в перспективе сворачивания программы поддержки малых городов экономическую раздробленность страны. «В больших городах часто нет развития материального сектора экономики. В основном это кручение денег вокруг некоторой оси. В малых городах как раз и сосредоточено материальное производство. Там нет бирж и банков. На это надо обратить внимание и вырабатывать соответствующую политику для развития малых городов», — считает замдиректора института географии РАН Аркадий Тишков.

Нынешняя политика господдержки порождает иждивенчество среди глав малых городов, они не заинтересованы искать решения. Получается, чем хуже они работают, тем больше получит город, — объясняют в Союзе малых городов России.

Варианты пополнения бюджетов малых городов

Введение в России с 2014 года налога на недвижимость даст бюджетам малых городов хороший источник доходов. В разное время обсуждалось несколько вариантов пополнения казны. Так, в конце 2012 года рассматривалось предложение общественной организации малого бизнеса «Опора России» оставлять муниципалитетам малых городов поступления от налогообложения малого бизнеса. Или же оставлять на местах часть налога на добычу полезных ископаемых. Правительство сделало выбор в пользу налога на недвижимость.

«Не более 5% малых городов сегодня находятся на самоокупаемости. Остальным нужна опека государства и дополнительные средства, как из федерального бюджета, так и частные инвестиции», — считает глава Ассоциации Малых Туристских Городов Элеонора Шереметьева. В АМТГ полагают, что для начала государство могло бы оказать поддержку 20 наиболее раскрученным брендам малых городов (Углич, Суздаль, Дмитров, Мышкин и т.д.), что потребует меньших бюджетных вложений — около 20 млрд рублей с учетом средств бизнеса. Кстати, идея спасти малые города посредством развития туризма не прижилась. Далеко не везде для этого есть потенциал. Только 257 малых городов имеют статус исторического центра.

Курс на господдержку

После всех споров в правительстве решили не сворачивать господдержку малых и моногородов. Хотя, противники новой федеральной программы парируют, что документ не отражает специфики малых городов, зато уж очень схож с программами, принятыми на основе майских указов Владимира Путина. Так или иначе, ФЦП разработана, и, при условии одобрения правительством, все-таки будет реализована. А измерить ее эффективность можно будет через 8 лет.

Подробно о бюджете

«Трудный бюджет» на 2014-2016 годы преодолел первое чтение

Эффективные бюджеты: на чем в 2014 году сэкономят Москва и Петербург

Поделиться