Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов (Тендерный комитет) был основан в 2004 г., а в июле 2006 г. преобразован в Департамент города Москвы по конкурентной политике. Перед руководством новой структуры встала задача сформировать надежную, эффективную систему государственного заказа. О цене лидерства в системе госзаказа нашему корреспонденту рассказала руководитель пресс-службы департамента Анастасия КОЧЕТКОВА.
– Анастасия Вадимовна, в конце июня 2007 г. столичное правительство утвердило концепцию развития Единой торговой площадки (ЕТП) столицы на период до 2010 г., разработанную Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Сегодня законодательство в области государственных закупок меняется настолько стремительно, что требуется адекватное, своевременное реагирование инфраструктуры, которая обеспечивает решение задач планирования, проведения торгов, регистрации контрактов и контроля за их исполнением. В этой связи можно выделить два ключевых направления нашей работы: адаптация существующей структуры взаимодействия органов исполнительной власти, позволяющая максимально использовать ее для решения текущих задач, и разработка и внедрение (на основе существующей инфраструктуры) новых технологий организации размещения городского заказа и инвестиционных торгов. В таких условиях наиболее удобным инструментом, на наш взгляд, является Единая торговая площадка: она становится объектом размещения госзаказа, привлечения инвестиций, обеспечивая при этом обязательный и типовой для всего города набор функций государственных органов.
Единая торговая площадка – эффективный инструмент там, где бюджетные ассигнования выделяются на реализацию различных программ, за которые правительство Москвы отвечает перед населением. Таким образом, ЕТП превращается в инструмент осуществления городской политики, основной элемент системы городского регулирования социально-экономического развития. Если судить более масштабно, инфраструктура ЕТП – это возможность бескризисного развития экономики, организация конкурентоспособного производства, его развития на основе НИОКР, создания дополнительных рабочих мест, успешной реализации социальной политики города. Кроме того, Единая торговая площадка обеспечивает прозрачность и открытость всех процедур.
– В чем суть концепции Единой торговой площадки?
– Концепция ЕТП позволяет устанавливать взаимосвязи между различными видами деятельности, связанными с размещением городского заказа. Например, не может быть современной автоматизированной системы размещения заказов без соответствующей регламентации в нормативно-правовых актах и четко описанных процедур. Причем отслеживается каждая процедура – от стадии планирования до окончательного исполнения контракта. Любая торговая площадка в отдельности – это территориально обособленный элемент единой городской инфраструктуры, обеспечивающий нужды конкретного государственного заказчика. Она обладает необходимой совокупностью стандартных ресурсов, определенных соответствующими нормативами.
Наличие единых требований к торговой площадке позволяет создать оптимальное количество ЕТП с учетом нормативной базы государственных заказчиков. Уже сегодня такие площадки позволяют эффективно организовывать и проводить конкурсные процедуры по единой технологии, рассматривающей совокупность элементов ЕТП как целостное пространство, где все процедуры учтены в едином реестре.
Показатели первого полугодия подтверждают эффективность Концепции развития ЕТП. Растет как число новых участников, так и количество претендентов, особенно представителей малого бизнеса, что полностью соответствует требованиям новой редакции Федерального закона № 94-ФЗ (доля представителей малого бизнеса в системе госзаказа должна быть на уровне 10–20%). В Москве этот показатель равен 15–16%. Надеемся, что ЕТП и в дальнейшем будут помогать малому бизнесу удовлетворять нужды города.
Приведу и другие цифры. По сравнению с 2004 г. количество процедур выросло в 6 раз, а объем размещаемого заказа – более чем вдвое. В первом полугодии 2007 г. уже размещен заказ на сумму 270 млрд руб., что превышает весь объем 2005 г. Количество процедур этого года – 42 тыс. – почти сравнялось с числом процедур, проведенных в 2006 г. В размещении городского заказа в настоящее время участвует более 5 тыс. госзаказчиков и прямых бюджетополучателей. Эти цифры свидетельствуют о положительной роли правительства Москвы в социально-экономическом развитии столицы.
– Какова же эта роль?
– Правительство Москвы особое внимание уделяет разработке и внедрению четкой, долгосрочной экономической стратегии, направленной на постоянный и устойчивый рост показателей. Уже сегодня реальные располагаемые денежные доходы населения столицы возросли в среднем на 9%, а покупательная способность – на 16,2%. По моему глубокому убеждению, именно конкурентная политика в сфере размещения горзаказа является весьма эффективным средством улучшения качества жизни там, где на реализацию различных социальных программ выделяются бюджетные ассигнования.
– Каких результатов Вы ждете от ЕТП?
– Сегодня в городе введены в эксплуатацию 10 окружных, семь отраслевых и три электронные торговые площади, а АИС ЕРКТ обеспечивает учет процедур закупок и регистрацию всех контрактов, ведение аналитики.
Целевыми показателями Концепции развития Единой торговой площадки Москвы предусмотрены:
– переход на 100%-ное размещение городского заказа и проведение инвестиционных торгов через ЕТП в режиме «одного окна» с использованием сетевого регламента;
– автоматизированное создание конкурсных документов на основе типовых форм;
– проведение аукционов объемом до 60% городского заказа с увеличением доли электронных аукционов до 15%;
– ввод до 150 торговых площадок по установленным нормативам и предложениям заказчиков;
– внедрение автоматизированного мониторинга для эффективного контроля в режиме онлайн;
– формирование Реестра объектов конкурентной среды города Москвы, внедрение «корпоративного одного окна» и электронного документооборота для подготовки и проведения инвестиционных торгов.
– А что говорят специалисты?
– Прогнозные показатели при формировании бюджета на ближайшие три года таковы. Если в 2007 г. сумма городского заказа составила 900 млрд руб., из которых на конкурсной основе размещаются 500 млрд, то к 2010 г. она достигнет 1 300 млрд руб.бюджетных средств, из которых на конкурсной основе будет размещаться 1 млрд. Кроме того, как показывают расчеты, к 2010 г. средства в объеме не менее 500 млрд руб. будут размещаться в форме аукциона, в том числе электронного. Поэтому вопрос действия ЕТП является для нас принципиальным.
– Осенью Совет Федерации Федерального Собрания РФ собирается предложить на рассмотрение Госдумы РФ поправки в закон № 94-ФЗ. Участвовал ли в подготовке этих поправок тендерный комитет?
– Конечно, тендерный комитет участвует во всех мероприятиях подобного рода. Упомянутый случай – прецедент, когда верхняя палата выступила инициатором внесения в этот закон ряда поправок. Мы тоже работали над ними, в частности по проблеме квалификации. Дело в том, что закон позволяет участвовать в торгах всем поставщикам, если они согласны с обозначенной стоимостью предмета торгов и соответствуют определенным требованиям технического характера. Но значит ли это, что в конкурсе могут участвовать организации или коммерческие структуры, не имеющие соответствующей квалификации и опыта? На наш взгляд, такой опыт и квалификация у них должны быть. Мы предлагаем достаточно простой механизм решения проблемы: каждый потенциальный участник торгов должен представить акт выполненных работ по предыдущему объекту – этот документ и станет критерием оценки для участия в конкурсе или аукционе.
Следующий момент касается значительного сокращения числа извещений в печатном виде. На сегодняшний день объем официального бюллетеня оперативной информации «Московские торги», где публикуются все данные о торгах, только за месяц составляет порядка 7 тыс. листов. Нетрудно подсчитать, сколько бумаги расходуется за год. По нашему мнению, данный способ размещения информации неэффективен. И хотя сейчас из печатного варианта убрали ряд протоколов, полностью решить проблему нам не удалось.
– Какие изменения могут произойти в системе московского городского заказа в ближайшем будущем?
– Система городского заказа постоянно совершенствуется. Например, мы предлагаем объединить перечень всех потребностей города в единый реестр продукции. На основании указанных там нужд будут формироваться планы и графики, а значит, с учетом перехода на трехлетнее планирование система городского заказа будет работать более системно и гибко. Такие графики позволят устанавливать плановые сроки проведения конкурсных процедур, чтобы государственные заказчики имели возможность ставить задачи на перспективу.
Важный вопрос – критерии определения победителя. И в правительственном документе, и в дополнительных поправках тендерный комитет предложил использовать в качестве критериев весовые коэффициенты цены (0,6) и качества (0,4) выполняемых услуг. Именно в этом диапазоне должны решаться все приоритетные задачи, за исключением специальных творческих, научно-исследовательских работ.
Кроме того, необходимо обеспечить постоянный мониторинг, позволяющий отслеживать процесс реализации городского заказа: если возникнут какие-либо отклонения от требований и норм действующего порядка размещения заказа, он может оказать существенную помощь госзаказчику. На сегодняшний день в информационной системе единой регистрации конкурсов и торгов такой аналитический модуль есть, однако он требует доработки в содержательной части. Что касается стратегических задач на ближайшее будущее, то начиная со второго квартала 2008 г. 100% городского заказа и конкурсных процедур планируется осуществлять исключительно через инфраструктуру ЕТП.
Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал "Бюджет" №9 сентябрь 2007 г.
– Анастасия Вадимовна, в конце июня 2007 г. столичное правительство утвердило концепцию развития Единой торговой площадки (ЕТП) столицы на период до 2010 г., разработанную Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Сегодня законодательство в области государственных закупок меняется настолько стремительно, что требуется адекватное, своевременное реагирование инфраструктуры, которая обеспечивает решение задач планирования, проведения торгов, регистрации контрактов и контроля за их исполнением. В этой связи можно выделить два ключевых направления нашей работы: адаптация существующей структуры взаимодействия органов исполнительной власти, позволяющая максимально использовать ее для решения текущих задач, и разработка и внедрение (на основе существующей инфраструктуры) новых технологий организации размещения городского заказа и инвестиционных торгов. В таких условиях наиболее удобным инструментом, на наш взгляд, является Единая торговая площадка: она становится объектом размещения госзаказа, привлечения инвестиций, обеспечивая при этом обязательный и типовой для всего города набор функций государственных органов.
Единая торговая площадка – эффективный инструмент там, где бюджетные ассигнования выделяются на реализацию различных программ, за которые правительство Москвы отвечает перед населением. Таким образом, ЕТП превращается в инструмент осуществления городской политики, основной элемент системы городского регулирования социально-экономического развития. Если судить более масштабно, инфраструктура ЕТП – это возможность бескризисного развития экономики, организация конкурентоспособного производства, его развития на основе НИОКР, создания дополнительных рабочих мест, успешной реализации социальной политики города. Кроме того, Единая торговая площадка обеспечивает прозрачность и открытость всех процедур.
– В чем суть концепции Единой торговой площадки?
– Концепция ЕТП позволяет устанавливать взаимосвязи между различными видами деятельности, связанными с размещением городского заказа. Например, не может быть современной автоматизированной системы размещения заказов без соответствующей регламентации в нормативно-правовых актах и четко описанных процедур. Причем отслеживается каждая процедура – от стадии планирования до окончательного исполнения контракта. Любая торговая площадка в отдельности – это территориально обособленный элемент единой городской инфраструктуры, обеспечивающий нужды конкретного государственного заказчика. Она обладает необходимой совокупностью стандартных ресурсов, определенных соответствующими нормативами.
Наличие единых требований к торговой площадке позволяет создать оптимальное количество ЕТП с учетом нормативной базы государственных заказчиков. Уже сегодня такие площадки позволяют эффективно организовывать и проводить конкурсные процедуры по единой технологии, рассматривающей совокупность элементов ЕТП как целостное пространство, где все процедуры учтены в едином реестре.
Показатели первого полугодия подтверждают эффективность Концепции развития ЕТП. Растет как число новых участников, так и количество претендентов, особенно представителей малого бизнеса, что полностью соответствует требованиям новой редакции Федерального закона № 94-ФЗ (доля представителей малого бизнеса в системе госзаказа должна быть на уровне 10–20%). В Москве этот показатель равен 15–16%. Надеемся, что ЕТП и в дальнейшем будут помогать малому бизнесу удовлетворять нужды города.
Приведу и другие цифры. По сравнению с 2004 г. количество процедур выросло в 6 раз, а объем размещаемого заказа – более чем вдвое. В первом полугодии 2007 г. уже размещен заказ на сумму 270 млрд руб., что превышает весь объем 2005 г. Количество процедур этого года – 42 тыс. – почти сравнялось с числом процедур, проведенных в 2006 г. В размещении городского заказа в настоящее время участвует более 5 тыс. госзаказчиков и прямых бюджетополучателей. Эти цифры свидетельствуют о положительной роли правительства Москвы в социально-экономическом развитии столицы.
– Какова же эта роль?
– Правительство Москвы особое внимание уделяет разработке и внедрению четкой, долгосрочной экономической стратегии, направленной на постоянный и устойчивый рост показателей. Уже сегодня реальные располагаемые денежные доходы населения столицы возросли в среднем на 9%, а покупательная способность – на 16,2%. По моему глубокому убеждению, именно конкурентная политика в сфере размещения горзаказа является весьма эффективным средством улучшения качества жизни там, где на реализацию различных социальных программ выделяются бюджетные ассигнования.
– Каких результатов Вы ждете от ЕТП?
– Сегодня в городе введены в эксплуатацию 10 окружных, семь отраслевых и три электронные торговые площади, а АИС ЕРКТ обеспечивает учет процедур закупок и регистрацию всех контрактов, ведение аналитики.
Целевыми показателями Концепции развития Единой торговой площадки Москвы предусмотрены:
– переход на 100%-ное размещение городского заказа и проведение инвестиционных торгов через ЕТП в режиме «одного окна» с использованием сетевого регламента;
– автоматизированное создание конкурсных документов на основе типовых форм;
– проведение аукционов объемом до 60% городского заказа с увеличением доли электронных аукционов до 15%;
– ввод до 150 торговых площадок по установленным нормативам и предложениям заказчиков;
– внедрение автоматизированного мониторинга для эффективного контроля в режиме онлайн;
– формирование Реестра объектов конкурентной среды города Москвы, внедрение «корпоративного одного окна» и электронного документооборота для подготовки и проведения инвестиционных торгов.
– А что говорят специалисты?
– Прогнозные показатели при формировании бюджета на ближайшие три года таковы. Если в 2007 г. сумма городского заказа составила 900 млрд руб., из которых на конкурсной основе размещаются 500 млрд, то к 2010 г. она достигнет 1 300 млрд руб.бюджетных средств, из которых на конкурсной основе будет размещаться 1 млрд. Кроме того, как показывают расчеты, к 2010 г. средства в объеме не менее 500 млрд руб. будут размещаться в форме аукциона, в том числе электронного. Поэтому вопрос действия ЕТП является для нас принципиальным.
– Осенью Совет Федерации Федерального Собрания РФ собирается предложить на рассмотрение Госдумы РФ поправки в закон № 94-ФЗ. Участвовал ли в подготовке этих поправок тендерный комитет?
– Конечно, тендерный комитет участвует во всех мероприятиях подобного рода. Упомянутый случай – прецедент, когда верхняя палата выступила инициатором внесения в этот закон ряда поправок. Мы тоже работали над ними, в частности по проблеме квалификации. Дело в том, что закон позволяет участвовать в торгах всем поставщикам, если они согласны с обозначенной стоимостью предмета торгов и соответствуют определенным требованиям технического характера. Но значит ли это, что в конкурсе могут участвовать организации или коммерческие структуры, не имеющие соответствующей квалификации и опыта? На наш взгляд, такой опыт и квалификация у них должны быть. Мы предлагаем достаточно простой механизм решения проблемы: каждый потенциальный участник торгов должен представить акт выполненных работ по предыдущему объекту – этот документ и станет критерием оценки для участия в конкурсе или аукционе.
Следующий момент касается значительного сокращения числа извещений в печатном виде. На сегодняшний день объем официального бюллетеня оперативной информации «Московские торги», где публикуются все данные о торгах, только за месяц составляет порядка 7 тыс. листов. Нетрудно подсчитать, сколько бумаги расходуется за год. По нашему мнению, данный способ размещения информации неэффективен. И хотя сейчас из печатного варианта убрали ряд протоколов, полностью решить проблему нам не удалось.
– Какие изменения могут произойти в системе московского городского заказа в ближайшем будущем?
– Система городского заказа постоянно совершенствуется. Например, мы предлагаем объединить перечень всех потребностей города в единый реестр продукции. На основании указанных там нужд будут формироваться планы и графики, а значит, с учетом перехода на трехлетнее планирование система городского заказа будет работать более системно и гибко. Такие графики позволят устанавливать плановые сроки проведения конкурсных процедур, чтобы государственные заказчики имели возможность ставить задачи на перспективу.
Важный вопрос – критерии определения победителя. И в правительственном документе, и в дополнительных поправках тендерный комитет предложил использовать в качестве критериев весовые коэффициенты цены (0,6) и качества (0,4) выполняемых услуг. Именно в этом диапазоне должны решаться все приоритетные задачи, за исключением специальных творческих, научно-исследовательских работ.
Кроме того, необходимо обеспечить постоянный мониторинг, позволяющий отслеживать процесс реализации городского заказа: если возникнут какие-либо отклонения от требований и норм действующего порядка размещения заказа, он может оказать существенную помощь госзаказчику. На сегодняшний день в информационной системе единой регистрации конкурсов и торгов такой аналитический модуль есть, однако он требует доработки в содержательной части. Что касается стратегических задач на ближайшее будущее, то начиная со второго квартала 2008 г. 100% городского заказа и конкурсных процедур планируется осуществлять исключительно через инфраструктуру ЕТП.
Материал подготовила Анастасия АНДРЕЕВА
Журнал "Бюджет" №9 сентябрь 2007 г.