№2 Февраль 2014 — 11 февраля 2014

Восточный вектор: новые рынки или новая стратегия?

Версия для печати 1566 Материалы по теме
Восточный вектор: новые рынки или новая стратегия?


Минакир П.А.jpgГорюнов А.П.jpg

В послании Президента РФ Федеральному собранию объявлено о начале реализации нового приоритетного национального проекта, который можно условно обозначить как проект «Восток».

Что стоит за этой политико-экономической новацией и новация ли это?

Исторические хроники

Постепенное восстановление восточного акцента в государственной региональной политике в новейшее время началось с 2001 года, когда впервые избранный Президентом России В. В. Путин провел специальное совещание в Благовещенске. На нем впервые после 1986 и 1987 годов были озвучены вызовы России на Дальнем Востоке и необходимость адекватного реагирования на них экономическими и политическими средствами. В то время главным вызовом представлялась вероятность китайской экспансии. Угроза создания экономического и демографического вакуума в дальневосточном «подбрюшье» страны, способного привести к экономическому и, возможно, политическому отторжению региона, заставила хотя бы на словах отступить от неолиберальных догм и декларировать необходимость государственного регулирования развития экономики и социальных процессов.

Впрочем, представление о том, что ранее в отношении развития региона на государственном уровне ничего не предпринималось, ошибочно. С 1996 года реализовывалась соответствующая госпрограмма, рассчитанная на период до 2005 года, конечно, в соответствии с реальными финансовыми возможностями государства, которые, учитывая кризис 1998 года и последующую рецессию, были более чем скромными. Она представляла собой новую редакцию госпрограммы на период 1987–2000 годов, принятой вслед за провозглашением М. С. Горбачевым курса на интеграцию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и свернутой после 1991 года.

Еще раньше, практически сразу после присоединения Приамурья и Уссурийского края к Российской империи, начала формироваться специальная государственная политика в отношении Дальнего Востока, целью которой было военно-политическое закрепление суверенитета России в этом регионе и попутная экономическая колонизация. Уже в 1861 году были введены специальные правила для переселенцев, и к 1880 году их количество составило более 500 тыс. человек. С 1860 года портам Приморской области были предоставлены права свободной торговли иностранными товарами, чтобы стимулировать вывоз местной продукции. В 1881 году были введены новые льготы, и к 1890 году в регион переселилось еще более 400 тыс. человек. Растущий внутренний рынок и абсолютная свобода операций на внешнем рынке стимулировали рост местного производства. Пользуясь льготами, интенсивно развивались промышленность и сельское хозяйство. В 1885 году добыча золота составляла уже 20% общероссийской, добыча угля увеличилась до 80 тыс. т, разведывались месторождения полезных ископаемых, развивалось машиностроение. Вплоть до 1916 года продолжалась активная гос­поддержка Дальнего Востока в форме субсидий, компенсации транспортных тарифов, предоставления льготных режимов, гарантированной закупки продукции по фактическим ценам.

Новый виток государственного патронажа начался в 1930 году, когда были приняты постановления ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров по индустриализации Дальнего Востока. Массированное перераспределение ресурсов в пользу региона приняло беспрецедентный характер. Его доля в общих капвложениях страны в 1932–1937 годах составила 6,3% против 0,8% в 1924–1928 годах. Создавалась новая промышленность, нацеленная на удовлетворение потребностей в вооружениях, промышленном сырье военных производств, военном снаряжении. Было построено заново более 100 промышленных объектов, созданы топливные базы, электрические мощности и сети. Возникла черная металлургия, судостроение, нефтепереработка, цветная металлургия, химическая промышленность, промышленность строительных материалов, многократно увеличилось производство в рыбной промышленности.

Для обеспечения промышленности и строительства рабочей силой в регион перебрасывались огромные массы населения в рамках политических «движений», политических репрессий и экономического стимулирования миграции из других частей СССР. Усиленное инвестирование не прекращалось и в течение Великой Отечественной войны. Экономическим результатом более чем 20-летней программы развития стало увеличение объема промпроизводства за 1928–1950 годы почти в 25 раз.

Следующая волна активности государства в отношении развития Дальнего Востока поднялась в конце 1960-х — начале 1970-х годов. И на этот раз причина была в основном военно-политическая: обострение отношений с Китаем и необходимость укрепления экономической базы на случай возможного военного конфликта. Строительство БАМа было направлено на решение этой же задачи.

Общие закономерности, которые просматриваются на протяжении 125 лет освоения и развития Дальнего Востока, таковы. Во-первых, наиболее интенсивное развитие экономики происходило в периоды активной стимулирующей государственной политики. Во-вторых, политика стимулирования регионального развития всегда преследовала вне­экономические цели. Точнее, экономические задачи являлись второстепенными, хотя и важными с инструментальной точки зрения, главными были задачи военно-политические.

Поделиться