В статье рассматриваются неправовые действия муниципальных органов власти при бесконкурсном распределении субсидий.
История вопроса
Прошло уже два десятка лет с тех пор, когда оказание муниципальных услуг и удовлетворение муниципальных нужд было действительно обременительным для многих хозяйствующих субъектов. К наиболее показательным с этой точки зрения можно отнести оказание услуг в сфере благоустройства и общественного транспорта. Недостаточное бюджетное финансирование, его систематические задержки, многочисленные льготы, не обеспеченные доходными источниками (так называемые нефинансируемые мандаты) в сочетании с необходимостью оказания услуг и удовлетворения муниципальных нужд, приводили к тому, что реально возложить такие обязанности можно было только на муниципальные учреждения (МУ) и муниципальные унитарные предприятия (МУП). Иным хозяйствующим субъектам эта деятельность была экономически неинтересна. Такое положение находило свое отражение в бюджетном законодательстве, когда получатели бюджетных средств на оказание муниципальных услуг и удовлетворение нужд из числа МУ и МУПов прямо прописывались в решениях о бюджете или соответствующих подзаконных актах администраций.
С течением времени бюджетное финансирование возрастало, постепенно выходя на уровень удовлетворения фактических потребностей, ликвидировались «нефинансируемые мандаты», внедрялись натуральные и финансовые нормативы оказания услуг и удовлетворения нужд. Как следствие, указанные сферы хозяйственной деятельности становились все более экономически привлекательными для других хозяйствующих субъектов (в том числе из негосударственного сектора), которые выражали готовность конкурировать на этих рынках с МУ и МУПами.