В декабре 2013 года в Москве прошло совместное расширенное заседание секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований» НП «СФР», на котором обсуждались текущие и перспективные вопросы бюджетного процесса на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Заседание впервые за много лет прошло на территории структурного подразделения Минфина России — Научно-исследовательского финансового института, и планируется, что в перспективе СФР возобновит практику совместной работы с НИФИ.
Отметив, что 2013 год оказался урожайным на новации бюджетного законодательства, заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров сообщил, что в 2014 году планируется закончить работу над изменениями Бюджетного кодекса, результатом которой станет новая редакция БК РФ. «Новая редакция — сказал Лавров, — по сути будет представлять собой обобщение того, что к настоящему моменту уже сделано». Принять ее планируется на осенней сессии Госдумы и тем самым завершить законодательную часть бюджетных реформ. «Что, конечно же, не означает окончания реализации реформ, —
поспешил заметить замминистра. — Потому что изменение законодательства — самый простой этап». Все главные сложности возникают при реализации, как это случилось, например, с госпрограммами.
В частности, возник вопрос, являются ли государственные программы расходными обязательствами, и некоторые субъекты РФ уже дошли до судов, решая его. Мнение и Счетной палаты, и Минфина России таково, что вообще любой документ планирования, в котором орган исполнительной власти описывает, каких результатов он собирается достичь, какими инструментами и финансовыми ресурсами воспользоваться, — и государственные программы, и ФЦП, и ДЦП, и ВЦП не может быть расходным обязательством хотя бы потому, что в нем нет второго лица, которому предоставляются бюджетные средства, нет юридически оформленных отношений. «Эту позицию, — пообещал Лавров, — мы постараемся уточнить в ближайших поправках в БК РФ, чтобы исключить двойственность трактовки, к которой прибегают прежде всего контрольные органы».
Председатель совета СФР, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам Н. С. Максимова продолжила тему, заметив, что, с точки зрения законодателя, с госпрограммами не все в порядке — между госпрограммами по одному направлению нет взаимной увязки и невозможно понять, сколько денег направлять, например, на занятость хотя бы по основным мероприятиям. Столкнулись думцы и с тем, что финансирование, расписанное по годам в госпрограммах, отличается от прописанного в трехлетнем бюджете. В ближайшее время планируется привести в соответствие суммы, указанные в паспортах программ, с лимитами, заложенными в федеральном бюджете.
Законодатели также настояли, чтобы до 1 марта 2014 года все механизмы распределения субсидий были сформированы соответствующими министерствами