25 апреля 2024 года
Регистрация
№2 Февраль 2014 — 12 февраля 2014

Инвестиции из Китая: ожидания и реальность

Версия для печати 2322 Материалы по теме
Инвестиции из Китая: ожидания и реальность

Ощущение экономической экспансии Китая в мире порождает уверенность, что аналогичная ситуация имеет место в сфере китайских инвестиций. В то же время сходу довольно трудно вспомнить хотя бы три заметных проекта в России, реализуемых на китайские деньги. На самом деле масштабного притока инвестиций из КНР в нашу страну просто нет. Пока российская и китайская стороны в инвестиционном плане только присматриваются друг к другу. Причины этого и возможные варианты действий субъектов, заинтересованных в средствах из Китая, комментируют в Российско-китайском центре развития торговли.

Положение дел хорошо иллюстрируют следующие цифры. Оптимистичным показателем китайских прямых инвестиций в Россию в 2020 году президент Торговой палаты по импорту и экспорту машинно-технической продукции Китая Чжан Юйцзин назвал 12 млрд долл. Одновременно только в 2014 году Пекин намерен направить за рубеж порядка 500 млрд долл. Таким образом, если бы прогноз оправдался уже в следующем году, на Россию пришлось бы всего 2,5% инвестиционной активности Пекина.

Окончательную ясность в ситуацию вносят данные о том, что более 90% китайских денег — это кредиты российским энергокомпаниям, прежде всего «Роснефти» и «Транснефти», в обмен на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Среди немногих несырьевых проектов можно назвать возведение в Санкт-Петербурге жилого комплекса «Балтийская жемчужина». В Пекине считают, что только после его завершения можно будет говорить о реальном старте двустороннего инвестиционного сотрудничества. Прогресс здесь стал возможен в основном благодаря финансовому кризису 2008–2009 годов, когда китайские компании оказались способны выполнить заявленные обязательства. Немаловажным фактором стало согласие КНР инвестировать средства в строительство кольцевой дороги вокруг Северной столицы. Предыдущие попытки строительства автозавода GreatWall в Татарстане и бизнес-центра в Москве (решение о котором было принято еще в 2001 году) оказались неудачными.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно