Версия для печати 1614 Материалы по теме
Работа по досудебному урегулированию налоговых споров

Как известно, спорные ситуации возникают в практической жизни нередко и касаются самых различных сфер деятельности. Не являются исключением и вопросы, относящиеся к налоговой теме. В настоящее время Налоговый кодекс предметно регулирует процедуру обжалования актов налоговых органов, действий и бездействий их должностных лиц. Существует система обязательного досудебного урегулирования налоговых споров, которая применяется в отношении ненормативных актов по результатам налоговых проверок. Такой подход дает возможность вышестоящему налоговому органу до судебного разбирательства пересматривать свои собственные решения и в случае признания выводов, сделанных нижестоящими налоговыми органами, необоснованными, самостоятельно отменять такие решения.

Несмотря на относительно небольшой период применения — с 2009 года, практический опыт показал, что возможность «внутренних пересмотров» позволяет значительное количество споров не доводить до суда. Так, в 2012 году Управлением ФНС России по Республике Мордовия рассмотрено 262 жалобы, четвертая часть из них удовлетворена. В 2013 году количество рассмотренных жалоб составило 157, удовлетворено 33%.

Хочется отметить, что порядок оформления и подачи жалобы не сложен по сравнению с судопроизводством. К форме и содержанию жалобы предъявляются определенные требования, соблюдение которых не вызовет трудностей: нужно обязательно указать, какой акт и какого налогового органа обжалуется, данные лица, подающего жалобу, привести основания несогласия и нарушения прав, а также изложить свои требования и, конечно, не забыть подписать жалобу. Без этой информации налоговый орган в ряде случаев не сможет квалифицировать поступившее обращение в качестве жалобы и объективно рассмотреть претензию. Преимущества обращения в вышестоящий налоговый орган очевидны: это не влечет за собой никаких затрат, требует меньше времени, решение по жалобам имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта.

В УФНС России по Республике Мордовия от налогоплательщиков нередко поступали ходатайства об участии в процессе рассмотрения жалобы. Мы не отказывали в просьбе, хотя налоговым законодательством такого участия напрямую предусмотрено не было. Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ, вступившим в силу 3 августа 2013 года, теперь прямо предусмотрено рассмотрение жалоб без участия лица, ее подавшего. Этим же законом внесены изменения, призванные создать благоприятные условия для урегулирования разногласий без обращения в суд. Например, новая редакция статьи 140 Налогового кодекса дает налогоплательщику право кроме материалов, приложенных к жалобе, представлять дополнительные документы, ранее налоговому органу не переданные. При этом необходимо дать пояснения о причинах, по которым эти документы не были своевременно представлены в ходе проведения проверки или на этапе вынесения решения по ее результатам. Разумеется, налогоплательщику необходимо обосновать невозможность своевременного представления данных документов. Новая редакция статьи 101 Налогового кодекса увеличила срок вступления в силу решений по налоговым проверкам. Это означает, что теперь налогоплательщик располагает большим количеством времени, чтобы более продуманно подойти к составлению жалобы, не опасаясь, что налоговый орган начнет процедуру взыскания.

Поделиться