№3 Март 2014 — 04 марта 2014

Единые правила продажи госимущества

Версия для печати 1750 Материалы по теме
Единые правила  продажи госимущества

Группа депутатов Государственной думы подготовила изменения в Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие сферу продажи государственного имущества. Среди заявленных целей — внедрение единой универсальной процедуры проведения электронных торгов, сокращение издержек государства за счет применения в данной сфере интернет-технологий.

Игорь Николаевич ИГОШИН, депутат Госдумы, член Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

Практика модернизации системы государственных закупок показала, насколько принципиальное значение имеет проведение торгов по единым правилам с размещением общедоступной информации о них на одном информационном ресурсе. Это позволяет расширять круг поставщиков, способствуя тем самым развитию конкурентной среды, и снижению цен (то есть экономии бюджетных средств). Наконец, информационная прозрачность создает условия для широкого общественного контроля государственных закупок, выявляющего и предотвращающего злоупотребления. Именно поэтому мы последовательно придерживались данных принципов при работе над законом о контрактной системе.

К сожалению, при решении сходных задач по продаже (а не закупке) государственного имущества аналогичная система пока не создана. По оценке специалистов, такие торги регулируются более 30 различными отраслевыми процедурами. Это позволяет предъявлять к потенциальным покупателям избыточные требования, ограничивая их круг. Более того, лишь в 12 из этих видов процедур предусмотрено размещение информации о торгах на едином сайте в интернете (www.torgi.gov.ru). В остальных случаях информация размещается либо в каких-то других источниках, либо не размещается вовсе. Наконец, торги, как правило, идут с участием аукциониста и обязательным присутствием претендентов в зале. Все это, очевидно, затрудняет участие в торгах широкого круга потенциальных покупателей, способствует занижению цен (что негативно сказывается на доходах консолидированного бюджета от продажи имущества) и препятствует доступу добросовестных предпринимателей к необходимому им имуществу.

Предлагаемый законопроект призван решить данные проблемы. Документ предусматривает переход от «молоточных» аукционов к электронным, а также внедрение единой универсальной процедуры проведения электронных торгов. Это позволит обеспечить доступ к торгам максимально широкий круг как участников, так и наблюдателей, осуществляющих общественный контроль. Соответственно принятие закона будет способствовать и росту доходов государства от приватизации, и развитию отечественного бизнеса, и решению задач в сфере борьбы с коррупцией.

Комментарий

Анна Валентиновна ЕРМАКОВА, советник Института госзакупок, кандидат юридических наук

коммент от Ермакова.jpgИнициатива внесения изменений в закон о защите конкуренции заслуживает одобрения. По сути, предлагается открыть доступ к распределению прав на использование национальных благ (водных, лесных и иных природных ресурсов, государственного и муниципального имущества). Доступ к этим благам и ранее, как правило, предоставлялся на конкурентной основе, но сама процедура распределения прав на их использование зачастую была непрозрачной. Законопроект фактически основан на практике проведения электронных аукционов, сформированной в результате применения широко известного Закона № 94-ФЗ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Сам механизм электронных аукционов, описанный в нем, почти дословно повторяет отдельные положения Закона № 94-ФЗ и нового закона о контрактной системе.

С одной стороны, хорошо, что инициаторы изменения Закона № 135-ФЗ предлагают использовать известный механизм выбора достойного контрагента. С другой стороны, в законопроекте не сделано попыток устранить проблемные зоны, ставшие известными также из практики госзаказа. Например, не решаются проблемы очень неустойчивого функционирования официального сайта и сбоев на электронных площадках, проверки действительности документов, поданных участниками аукционов, ошибок использования электронных подписей, применения специальных рейдерских аукционных тактик. Недоумение вызывает положение законопроекта о том, что в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ преду­сматривается проведение электронных аукционов, такие аукционы проводятся в соответствии с положениями статьи 17.2 Закона № 135-ФЗ.

Данное положение нуждается в корректировке, иначе все электронные аукционы в нашей стране должны идти на повышение цены (ч. 24 ст. 17.2 Закона № 135-ФЗ в редакции законопроекта), что абсурдно, например, для сферы госзаказа. Отдельного внимания заслуживает вопрос установления требований к участникам аукционов. Эти требования должны, с одной стороны, быть фильтрами на пути доступа к госимуществу и национальным благам, с другой стороны, требования не должны быть избыточными, чтобы аукционы не переставали быть конкурентными. Законопроект не находит точки баланса в этом вопросе, так как все его регулирование заключено только в положении, что организатором торгов устанавливаются обязательные требования к претендентам, предусмотренные законодательством РФ (ч. 8 ст. 17.2 Закона № 135-ФЗ в редакции законопроекта).

Поделиться