№3 Март 2014 — 04 марта 2014

Бюджет по-прежнему социально направленный

Версия для печати 1816 Материалы по теме
Бюджет по-прежнему социально направленный

Об итогах исполнения бюджета 2013 года, параметрах главного финансового документа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, перспективах развития бюджетного процесса в регионе журналу «Бюджет» рассказал министр финансов Республики Бурятия Игорь Юрьевич ШУТЕНКОВ.

Игорь Юрьевич, чем запомнился финансистам Бурятии 2013 год?

— В 2013 году исполнилось 90 лет со дня образования Министерства финансов Республики Бурятия. К юбилею мы постарались организовать ряд ярких, запоминающихся мероприятий. В рамках празднования был подготовлен юбилейный сборник об истории нашего ведомства. Кстати, в наш адрес поступило поздравление от министра финансов России А. Г. Силуанова. Министр подчеркнул, что финансисты Бурятии вносят большой вклад в обеспечение динамичного развития республики, которое наблюдается в последние годы.

Не могу не отметить, что в минувшем году развивались и крепли наши профессиональные контакты с коллегами из Иркутской области и Забайкальского края. В июле было заключено соглашение о сотрудничестве между нами и министерствами финансов этих регионов. Важным событием прошлого года стало принятие на декабрьской сессии Народного хурала Республики Бурятия закона о республиканском бюджете на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов, впервые сформированном на программно-целевой основе. Этому предшествовала большая работа органов исполнительной и законодательной власти по созданию государственных программ по курируемым отраслям.

— Прошлый год был непростым в финансовом отношении практически для всех российских регионов. Как исполнен бюджет 2013 года в Бурятии?

— В ходе исполнения бюджета республики в 2013 году приоритетным направлением планирования и финансирования расходных обязательств являлись расходы на социальную сферу. В Республике Бурятия удалось не только сохранить объем средств, направляемых на образование, культуру, здравоохранение, социальную защиту, охрану семьи и детства, физическую культуру и спорт, но и увеличить. Более того, были введены новые меры социальной поддержки. Общий рост социальных расходов составил более шести процентов.

Львиная доля социальных расходов направлялась на выполнение обязательств по майским указам Президента РФ, в том числе на повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. Последнее было достигнуто как за счет дополнительного выделения средств из бюджета республики, так и за счет оптимизации сети учреждений, а также увеличения нагрузки на одного работника при сохранении объемов предоставляемых услуг. В результате проведенных мероприятий средняя заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента РФ, достигла индикативных значений от прогнозируемого уровня средней зарплаты по Республике Бурятия за 2013 год.

— Как вы уже отметили, бюджет на 2014–2016 годы впервые сверстан по программному принципу. Какие еще особенности главного финансового документа можете назвать?

— Бюджет республики, как и все последние годы, остается социально направленным. Параметры принятого республиканского бюджета на 2014–2016 годы позволяют выполнить все публичные нормативные обязательства перед гражданами в полном объеме. Фонды оплаты труда работников бюджетной сферы будут ежегодно увеличиваться. Заработная плата медиков, педагогов, работников сферы культуры, социального обеспечения будет возрастать в соответствии с параметрами, заданными майскими указами Президента России. В республике продолжится строительство и реконструкция объектов социальной сферы. В муниципальных образованиях планируется возведение новых школ, детских садов, больниц.

На территории Бурятии находится немало уникальных природных объектов, самым известным из которых является озеро Байкал, признанное ЮНЕСКО территорией всемирного природного наследия. Для того чтобы привлечь в республику туристов, которые могли бы круглогодично наслаждаться природной красотой нашего священного моря, в Прибайкальском районе активно развивается открытая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». На ее территории в 2014–2016 годах будут создаваться новые объекты обеспечивающей инфраструктуры. Туристско-рекреационные объекты будут формироваться не только на прибайкальской территории, но и в других районах Бурятии.

Для устранения последствий негативного антропогенного воздействия в бюджете республики запланированы расходы, которые обеспечены софинансированием из федерального бюджета и которые планируется направить на строительство очистных сооружений, полигонов твердых бытовых отходов, на продолжение рекультивации нарушенных земель от последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, Хольбоджинского угольного разреза, Холоднинского месторождения и почвенного скопления нефтепродуктов в Улан-Удэ. За счет средств республиканского дорожного фонда будет финансироваться строительство региональных и местных дорог, реконструкция мостов.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития бюджетного процесса в Бурятии?

— Общее направление развития бюджетного процесса в нашей республике я определил бы как обеспечение открытости и прозрачности бюджета, поддержки гражданских инициатив и активности населения. В подтверждение своих слов приведу несколько примеров. В сентябре 2013 года правительство республики заключило соглашение о сотрудничестве с Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив. В соответствии с соглашением мы размещаем на интернет-портале «Открытый бюджет» информацию о показателях результативности бюджетных расходов в Республике Бурятия, а также законы о республиканском бюджете.

Реализуя идею Президента России регулярно информировать население о республиканском и местном бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств, в 2013 году мы начали издавать брошюру «Бюджет для граждан». В 2014 году нам предстоит реализовать и предложение Президента России о создании общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти. Также могу отметить, что в целях повышения эффективности управления общественными государственными и муниципальными финансами в наступившем году в республике будет разработана соответствующая программа на период до 2018 года.

В бюджетный процесс на республиканском уровне внедрены программно-целевые принципы разработки бюджета. Теперь переход на программный бюджет предстоит осуществить и муниципалитетам. 2014 год станет периодом подготовки к переходу местных бюджетов на программные принципы их формирования.

Поделиться