№3 Март 2014 — 04 марта 2014

Бюджетное и программно-целевое планирование как единый процесс

Версия для печати 2764 Материалы по теме
Бюджетное и программно-целевое планирование  как единый процесс


гражданов.jpgБеляков.jpg

Дмитрий Николаевич ГРАЖДАНОВ, начальник управления стратегического планирования правительства Ярославской области

Александр Викторович БЕЛЯКОВ, заместитель директора департамента финансов Ярославской области

Большинство систем управления региональных органов исполнительной власти в настоящее время характеризуется наличием двух самостоятельных параллельных процессов — бюджетного и программно-целевого планирования. Если в рамках планирования текущей деятельности существование двух самостоятельных процессов не создает сколько-нибудь видимых трудностей,то в рамках планирования деятельности по развитию региона оно порождает целый комплекс трудноразрешимых проблем.

Задачи и вводные

В рамках первого процесса — бюджетного планирования главные распорядители бюджетных средств подают и согласовывают заявки на бюджетные ассигнования с детализацией по статьям затрат, в рамках второго процесса — программно-целевого планирования идет планирование конкретных мероприятий и объектов в соответствии с выделенными ассигнованиями. У многих ГРБС за каждым процессом закреплены отдельные подразделения, во многом имеющие различные вводные от руководства и по-разному нацеленные на решение общих задач. При этом возникают следующие проблемы.

Во-первых, решение о выделении тех или иных бюджетных ассигнований принимается в разрезе статьи затрат, но без понимания, на какие конкретно проекты/мероприятия они выделяются, так как данная информация не значится в бюджетной заявке, а содержится в целевой программе, которая разрабатывается после согласования заявки. Фиксация конкретных проектов/мероприятий развития будет происходить позже в рамках процесса программно-целевого планирования по факту выделения средств и проведения конкурсных процедур. Обеспечить преемственность договоренностей при переходе от одного процесса к другому стоит больших внесистемных усилий и влечет большое количество неточностей и ошибок.

Во-вторых, планирование бюджета развития идет в разрезе ГРБС, а не в разрезе целевых программ (в общем случае внутри каждой программы может быть несколько ГРБС, и один ГРБС может участвовать в нескольких целевых программах), что не позволяет видеть, сколько ресурсов выделено на те или иные цели развития.

В-третьих, при распределении финансовых средств между направлениями деятельности регионального правительства слабо учитываются стратегические приоритеты развития региона. Приоритетом является бюджетный процесс, управляемый финансовым органом, в задачи которого входит обеспечение принятия бюджета в регламентированные сроки с учетом обеспечения текущих (принятых) обязательств региона, а задача обеспечения стратегического соответствия портфеля целевых программ является вторичной, поскольку зачастую отсутствуют предложения от ГРБС по действующим и принимаемым бюджетным обязательствам с оценкой их соответствия стратегическим приоритетам.

В-четвертых, в силу того, что бюджетный процесс требует большого количества усилий и времени, а завершается к концу текущего года, организовать параллельно полноценный процесс программно-целевого планирования, ориентированный на приоритеты стратегии с участием первых лиц и представителей экспертного сообщества, не представляется возможным. Как правило, он смещается на начало планового периода и работа идет уже в рамках зафиксированных бюджетных ассигнований.

Поэтапный переход

Указанные проблемы не позволяют региону эффективно планировать и исполнять стратегические решения по социально-экономическому развитию. По сути, стратегия живет сама по себе, так как ее исполнение не подкреплено соответствующими процессами распределения финансовых ресурсов. С этой точки зрения и бюджетный процесс не может считаться эффективным.

Большинство перечисленных в начале статьи проблем в том или ином виде были свойственны и системе управления правительства Ярославской области. В настоящее время благодаря тесной и конструктивной работе департамента финансов Ярославской области и управления стратегического планирования областного правительства намечены шаги по совершенствованию текущей системы планирования как поэтапный переход к единой системе программно-целевого и бюджетного планирования с учетом стратегических приоритетов развития региона.

Один из проектов, реализуемых в настоящее время, — интеграция процессов бюджетного и программно-целевого планирования на базе единой информационной системы (АИС «Планирование»). Она позволяет объединить процессы таким образом, чтобы работа с ассигнованиями и целевыми программами осуществлялась в рамках логики единого процесса и единых справочников с распределением прав доступа участников процесса.

В ходе реализации проекта ожидается получение следующих возможностей:

работа с целевыми программами будет строиться в цифровом формате на основе единых справочников в рамках автоматизированных процессов с распределением прав доступа и версионированием целевых программ. Это позволит значительно сократить время разработки и согласования программ, избежать большого количества технических ошибок, отследить историю изменения целевых программ, создать единую базу целевых программ для анализа и отработки возможных сценариев развития;

за счет введения единого справочника стратегических целей и показателей, актуализация которого ведется силами органа, ответственного за стратегическое управление, появится возможность нацелить программы и связанные с ними ассигнования на достижение стратегических целей региона, анализировать и оптимизировать стратегическое соответствие портфеля региональных целевых программ;

для принятия обоснованных решений о выделении тех или иных ассигнований станет доступной информация как о содержании мероприятий программы, на которые выделяются ассигнования, так и об их соответствии стратегическим приоритетам развития региона;

блок построения отчетов позволит не только анализировать ретроспективные данные, но и производить оптимизацию планируемого портфеля целевых программ. Имеющиеся отчеты предоставят возможность получать ответы на следующие группы вопросов:

1) сколько программ направлено на выбранную стратегическую цель;

2) какие стратегические цели остались не охвачены целевыми программами;

3) каков объем бюджета развития по направлению «Развитие экономики»;

4) сколько средств планируется потратить на объекты АИП социальной сферы и др.

На пути к типовой модели

Имея постоянно поддерживаемую в актуальном состоянии систему мероприятий, проводимых органами власти и подведомственными учреждениями в рамках реализации региональных госпрограмм, с закрепленными за каждым мероприятием бюджетными ресурсами, натуральными показателями достижения результата, появляется возможность максимально открыто и эффективно представить населению и экспертному сообществу поле деятельности региональной власти в различных преломлениях. Кроме того, можно максимально прозрачно представить распределение бюджетных ресурсов по планируемым и фактически полученным результатам выполнения мероприятий госпрограмм и достижения стратегических целей и задач.

Наработки правительства Ярославской области в сфере стратегического и программно-целевого планирования были в 2013 году представлены в ходе панельной дискуссии «Создание системы стратегического управления в субъектах Российской Федерации: федеральные приоритеты и региональное развитие» XII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: Выстраивая систему» в Санкт-Петербурге, на конференции «Эффективная власть: Стратегическое управление развитием территорий. Межрегиональное стратегическое сотрудничество», форуме практиков «Инновации. Бизнес. Образование» в Ярославле. Они также получили высокую оценку Аналитического центра при Правительстве РФ, который планирует рассмотреть возможность применения этих наработок при разработке типовой модели системы стратегического управления регионом.

Поделиться