№3 Март 2014 — 04 марта 2014

Наши инициативы находят отражение в законодательстве

Версия для печати 2451 Материалы по теме
Наши инициативы находят отражение в законодательстве

Решать проблемы сообща всегда проще. Именно такую возможность предоставляет финансистам регионов и муниципалитетов НП «Сообщество финансистов России», являясь именно той площадкой, где можно детально и всесторонне разобрать актуальный вопрос, совместными усилиями найти выход из сложной ситуации. Сегодня журнал «Бюджет» беседует с председателем секции «Финансисты субъектов РФ» СФР, заместителем губернатора — начальником департамента финансов Вологодской области Валентиной Николаевной АРТАМОНОВОЙ.

— Валентина Николаевна, не первый год вы возглавляете секцию СФР «Финансисты субъектов РФ». Расскажите, пожалуйста, как строится работа секции. В чем, на ваш взгляд, важность Сообщества финансистов?

— Работа финансиста сложная и многогранная. Постоянно обновляется законодательство, появляются новые проекты, меняется экономическая, финансовая ситуация в регионах. Для того чтобы справляться с постоянно возникающими проблемами, нужны новые нестандартные решения. И корпоративное объединение специалистов высокого уровня становится необходимым для непрерывного профессионального роста, которого требует наша работа.

Вологодская область возглавляет работу секции «Финансисты субъектов РФ» с момента ее создания. В составе секции — 80 субъектов РФ. У нас сформирован совет секции, в который входят руководители финансовых органов регионов, представляющие федеральные округа.

Ежегодно формируется план работы по наиболее актуальным направлениям нашей деятельности. На заседаниях, которые традиционно проходят по крайней мере раз в год, обсуждаются предложения регионов по совершенствованию бюджетной и налоговой политики, межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности бюджетов, разграничению доходных источников и расходных полномочий между федеральным, региональным и местными уровнями власти. Встают перед нами и новые вопросы, требующие внимательного изучения. Сегодня это переход на программно-целевой метод планирования бюджета. Кроме того, формат наших встреч позволяет обмениваться передовым опытом в сфере управления государственными финансами.

Еще одной традицией стало проведение совместных заседаний с секцией «Финансисты муниципальных образований». У нас, безусловно, есть общие темы для обсуждения, и получающийся диалог помогает лучше ориентироваться в вопросах межбюджетных отношений.

Ключевой партнер Сообщества финансистов России — Министерство финансов РФ. А бесспорным лидером и идеологом является председатель Совета СФР Надежда Сергеевна Максимова, блестящий профессионал и талантливый организатор. Благодаря взаимодействию Минфина России, Комитета по бюджету и налогам Государственной думы и регионов многие предложения и инициативы находят свое отражение в законодательстве.

— На самом деле СФР уже одиннадцатый год является той площадкой, где ставятся проблемы и формируются предложения, в том числе и по изменению законодательства РФ. Расскажите, пожалуйста, каких значимых успехов удалось добиться секции за прошедшие годы? Какие вопросы были решены?

— По мере своего развития наша страна все больше вовлекается в процессы мировой интеграции. Финансовые кризисы не стали исключением и для нас. Происходит своего рода переоценка ценностей. Но в любые времена в основе бюджетной политики лежит принцип сбалансированности бюджета. Приоритетом работы секции стала разработка предложений, направленных на укрепление доходной базы консолидированных бюджетов российских регионов. Ряд предложенных нами поправок в федеральное налоговое и бюджетное законодательство поддержан на федеральном уровне и реализован в принятых законах.

Например, удалось решить проблему обеспечения сбалансированности местных бюджетов в условиях территориальной неравномерности распределения налогового потенциала. По нашему предложению с 1 января 2011 года за регионами закреплено право устанавливать единые нормативы налоговых отчислений в местные бюджеты в зависимости от типа муниципального образования. Еще одна решенная нашими совместными усилиями проблема. Уровень бюджетной обеспеченности субъектов серьезно снижали федеральные льготы по региональным налогам. Мы неоднократно обращались в Минфин и Правительство РФ с просьбой о содействии в решении вопроса об отмене наиболее бюджетоемкой льготы по налогу на имущество для предприятий естественных монополий. Наше предложение было услышано, и с 1 января 2013 года принят закон о поэтапной отмене этой льготы.

По инициативе субъектов с 1 января 2014 года обеспечен доступ региональных и муниципальных финансовых органов к информации Федерального казначейства о выполнении организациями обязательств по уплате налогов в бюджеты всех уровней. Это позволит повысить достоверность бюджетного планирования, расширить его горизонты. Многое сделано для улучшения налогового администрирования. По предложению регионов установлен единый срок для вручения налоговых уведомлений физическим лицам на уплату транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Это удобно как налогоплательщику, так и налоговому органу. Гражданин может видеть в одном документе информацию по всем своим налоговым обязательствам и суммы налогов, которые он должен уплатить. А налоговые органы освобождены от дополнительных финансовых и временных затрат на подготовку и вручение уведомлений.

Позиция регионов сделала возможным принятие закона о списании старых долгов граждан по налогам, которые образовались по состоянию на 1 января 2009 года и по которым была утрачена возможность взыскания в принудительном порядке. Это позволило актуализировать объем задолженности регионов, очиститься от безнадежных долгов. Для развития инвестиционной деятельности нами инициированы поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие внедрение в регионах новой формы поддержки инвесторов — инвестиционного налогового кредита. Поправки приняты, и теперь каждый регион вправе устанавливать собственные правила предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам и налогу на прибыль.

— Участие в деятельности секции — это еще и постоянный обмен опытом. Кто из региональных финансистов наиболее активно работает в рамках секции? Вы можете назвать регионы, чей позитивный опыт использовался в других субъектах?

— Хотелось бы сохранить корректность в отношении всех своих коллег. Вопрос о том, кто больше или меньше проявляет активность, не столь важен. Важно, что работа в целом слаженная. Но часто в регионах появляются однотипные проблемы, и тогда мы обращаемся за опытом к тем, кто раньше других приступил к их решению. К примеру, у нас в области успешно применен опыт Республики Татарстан по консолидации усилий органов власти всех уровней, направленных на увеличение доходной части бюджета. Повышенное внимание уделяется деятельности контрольно-надзорных органов в сфере выявления и раскрытия преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, сокрытием доходов и имущества от налогообложения, проведением незаконных финансовых операций. Достигнуто понимание органов власти всех уровней в вопросе межведомственного взаимодействия по привлечению доходов в бюджет и сокращению задолженности по налогам.

С участием всех заинтересованных структур разработаны и реализуются «дорожные карты», способствующие легализации налоговой базы, предотвращению фиктивной миграции неплательщиков из региона в регион, выявлению собственников недвижимости, сдающих в наем жилые помещения без декларирования доходов, стимулированию к регистрации прав граждан на объекты недвижимости. Благодаря консолидации усилий всех органов власти в вопросе улучшения собираемости налогов долги по налогам в бюджеты всех уровней удалось снизить за 2012 год на миллиард рублей, за 2013 год — на 0,7 миллиарда рублей.

— В условиях дефицитов бюджетов приходится говорить о мобилизации имеющихся резервов. Какие резервы задействуют регионы?

— Проблемы существуют во всех субъектах РФ. За годы восстановления бюджетов после кризиса 2009 года региональные долги превысили 1,5 триллиона рублей. Тяжелее всего приходиться регионам-донорам, в число которых раньше входила и Вологодская область. В их бюджетах колоссальную роль играл налог на прибыль. И сегодня, проходя вторую волну кризиса, мы столкнулись с падением этого источника дохода.

Я уже говорила, что в вопросе сокращения долгов нам помог опыт Татарстана. Но резерв, который мы использовали, ограничен особенно в тех условиях, когда уменьшается платежеспособность добросовестных налогоплательщиков. А вот к недобросовестным мы относимся слишком либерально. Президент России не раз говорил о лояльности наших законов. Имеющаяся законодательная база делает порой малоэффективными усилия многих ведомств, в чьей компетенции находится защита правопорядка и законных интересов государства. Конечно, вопрос не стоит так, что обязательно кого-то нужно наказать, у кого-то что-то забрать. Необходимо создать отвечающие особенностям нашего времени условия для того, чтобы уход от налогов был экономически невыгоден.

В прошлом году мы в своем регионе провели масштабную реформу межбюджетных отношений. Сегодня районы имеют полномочия по бюджетному выравниванию своих поселений. Кроме того, мы пересмотрели нормативы отчислений от НДФЛ на уровень районных бюджетов, значительно их увеличив. Этим обусловливается заинтересованность глав районов в комплексном развитии территорий, в первую очередь в повышении сбора НДФЛ. Точки приложения — мобилизация скрытой задолженности, объем которой составляет около 700 миллионов рублей, и сокращение серых выплат, которые прогрессируют в связи с негативными процессами в экономике.

— В настоящее время у СФР есть предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, необходимые, на ваш взгляд, для укрепления доходной базы бюджетов субъектов?

— В настоящее время идет масштабная реформа налогообложения недвижимого имущества организаций и физических лиц. Ее цель — переход к налогообложению имущества по его кадастровой стоимости, а не остаточной (инвентаризационной). Минфином разработан проект главы «Налог на недвижимое имущество» Налогового кодекса, которым предусмотрен новый порядок налогообложения имущества физических лиц. К сожалению, нововведения, предложенные существующей редакцией проекта, отрицательно скажутся на доходах бюджета и поэтому неприемлемы для нас. Проект регламентирует снижение верхнего предела налоговой ставки в разы, в отдельных случаях в 20 раз. В результате местные бюджеты недополучат практически половину доходов, собираемых сегодня по налогу на имущество физических лиц. В этой ситуации очень важно сохранить существующую доходную базу. Мы обращаемся в Минфин России с просьбой внести изменения в законопроект в части повышения верхнего уровня налоговой ставки в отношении жилых помещений с 0,1 до 1 процента.

Закон, касающийся налога на недвижимость с организаций, принят в конце прошлого года. Задача регионов — оценить последствия для бюджета, связанные с переходом на налогообложение отдельных видов имущества по кадастровой стоимости и решить вопрос о том, вводить или не вводить новые правила на своей территории. И здесь субъекты столкнулись с целым рядом проблем. Федеральный закон обязывает регионы сформировать перечень объектов недвижимого имущества, налоговой базой для которых будет их кадастровая стоимость. При этом необходимо, чтобы 20 процентов общей площади объектов фактически использовалось для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания. Но порядка определения фактического использования объектов имущества, облагаемых налогом на недвижимость, нет. Как нет и методики определения облагаемых налогом на недвижимость помещений, занимающих отдельные площади внутри зданий. Например, магазин в жилом доме.

В регионах осуществляются мероприятия по привлечению физических лиц к регистрации имущества. Это огромный потенциал для пополнения местных бюджетов. С 11 марта 2012 года расширены полномочия органов местного самоуправления по регистрации прав на земельные участки и объекты имущества. Например, орган местного самоуправления может выступать заказчиком кадастровых работ на основании заявлений граждан. По действующему законодательству оплата кадастровых работ осуществляется заказчиком, то есть муниципалитетом. В местных бюджетах на это нет средств. Предлагаем предусмотреть законодательную возможность осуществлять оплату кадастровых работ за счет средств граждан, в интересах которых они проводятся.

Продолжится работа по инициированию поправок в федеральное законодательство, направленных на ликвидацию налоговой задолженности. Считаем необходимым ввести запрет на миграцию налогоплательщиков-должников. То есть юридическому лицу, имеющему задолженность либо не сдавшему налоговую или бухгалтерскую отчетность в тот налоговый орган, где он был зарегистрирован прежде, в государственной перерегистрации нужно отказывать.

Мы должны решить проблему зачета сумм излишне уплаченных налогов при наличии у физического лица долгов. Сегодня физические лица, претендующие на имущественные и социальные вычеты по НДФЛ, обращаются за возвратом налога, имея при этом задолженность по имущественным налогам (налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, транспортному налогу), и мы им не можем в этом отказать. Предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс и предусмотреть возможность производить зачет излишне уплаченного федерального налога в счет погашения задолженности по другим видам налогов.

— Какие инициативы финансистов регионов уже ждут своего рассмотрения и принятия?

— Сейчас с Сообществом финансистов мы отрабатываем блок предложений в Бюджетный кодекс по изменению подходов к формированию межбюджетных отношений внутри субъектов РФ. В 2013 году в нашей области проведена большая работа по изменению механизмов межбюджетного регулирования. С момента начала реализации реформы местного самоуправления, то есть с 2006 года, бюджетную обеспеченность поселений мы выравнивали самостоятельно с уровня области, то есть без наделения муниципальных районов новыми полномочиями. Большей же частью субъектов РФ изначально был избран вариант взаимодействия с поселениями через муниципальные районы. Вологодская область начала это делать только с 2014 года.

Внедряя новые механизмы межбюджетного регулирования, мы обратили внимание на нормы Бюджетного кодекса, изменение которых могло бы привести к повышению заинтересованности поселений в наращивании налоговой базы и их ответственности за эффективность использования бюджетных средств. Конкретные предложения были сформулированы в решении декабрьского заседания секции, а рассмотрены будут в марте 2014 года на расширенном заседании совета секции «Финансисты субъектов РФ» для внесения их в новую редакцию Бюджетного кодекса.

— Расскажите, пожалуйста, о планах секции на 2014 год.

— На заседании секции, которое прошло 19 декабря 2013 года, мы определили вопросы, которые требуют особого внимания региональных финансистов. Это стратегические вопросы, касающиеся бюджетного и налогового законодательства, и вопросы, связанные с проблемами исполнения бюджетов регионов в 2014 году. Сейчас ждем принятия на федеральном уровне бюджетной стратегии, главной трудностью здесь, по моему мнению, будет увязка с долгосрочными экономическими показателями. Оценки на уровне Минэкономразвития сейчас выглядят довольно пессимистичными. Возникнут сложности со сбалансированностью доходов и расходов.

В течение 2014 года мы будем обмениваться опытом по введению налога на недвижимость, реализации Федерального закона № 44-ФЗ, формированию и использованию инвестиционного фонда субъекта РФ. И конечно, нас постоянно волнуют вопросы сбалансированности бюджетов субъектов РФ при реализации майских указов президента, реструктуризации государственного долга субъектов РФ. Мы продолжим изучение опыта регионов, реализующих мероприятия по увеличению доходов и оптимизации расходов, сокращению государственного долга. Особо выделяем для себя тему, связанную с обменом опытом по переходу субъектов РФ на адресный принцип оказания мер социальной поддержки.

— Валентина Николаевна, работа в СФР — общественная, дел много, а платить за нее не платят. При такой огромной загрузке на основной работе зачем вам это нужно?

— Я не рассматриваю свои обязанности в секции как дополнительные. СФР — это наш резерв, который мы используем для анализа и объективной оценки ситуации в своих регионах. Это площадка, на которой мы вместе ищем выходы из сложных ситуаций. Что касается оплаты: не хочу показаться неискренней, но моральное удовлетворение от того, что ты участвуешь в успешном решении проблем, актуальных для всей страны, с лихвой компенсирует материальное вознаграждение.

— Наш разговор проходит накануне 8 Марта. У вас хорошая возможность поздравить своих коллег с Международным женским днем.

— С удовольствием этим воспользуюсь. Дорогие мои коллеги-женщины, чья работа связана с финансами! От всей души поздравляю вас с самым светлым праздником весны. Сегодня прекрасный повод вспомнить, что наша жизнь — это не только бюджеты, налоговые поступления и выпадающие доходы. Есть еще солнечное утро, весенняя капель, любимые люди, тепло домашнего очага. Пусть в вашей жизни будут присутствовать приносящая удовлетворение работа, счастье, покой в семье и маленькие ежедневные радости.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться