Версия для печати 1711 Материалы по теме
Если вдруг случится бум…

Реализация Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года обсуждалась на коллегии Минрегиона России. Участники заседания откровенно говорили не только об указанном документе, но и в целом о перспективах развития территории.

Ждут инвестиций

На первом этапе реализации стратегии сформированы институты развития — прежде всего Корпорация развития Северного Кавказа и компания «Курорты Северного Кавказа», созданы особые экономические зоны и промышленные кластеры, напомнил глава Минрегиона России И. Н. Слюняев. Началась реализация территориальных целевых программ, обеспеченных государственными гарантиями, а также проектов с участием Инвестиционного фонда РФ. Согласно рейтингу эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ, подготовленному Минрегионом по итогам 2012 года, три северокавказских региона (Чечня, Ингушетия и Ставрополье) вошли в первую двадцатку лидеров. «Некоторые проекты, реализованные на Северном Кавказе, являются примерами для тиражирования на территории всей России», — сказал министр. В первую очередь он имел в виду достижения в области гид­роэнергетики и создания индустриальных парков, пообещав всячески пропагандировать их.

Далее, по мнению министра, важно продолжить мероприятия по созданию условий для привлечения капитала, особенно прямых частных инвестиций из-за рубежа, в реальный сектор экономики. Их приток должен способствовать созданию новых рабочих мест, ликвидации дефицита социальной инфраструктуры. Отдельная тема — создание многопрофильного медицинского кластера на базе Минеральных Вод. Вообще реализация мероприятий стратегии должна обеспечить к 2025 году почти шестикратное (по сравнению с 2012 годом) увеличение ВРП — с 1,088 млрд до 6,193 трлн руб. Доминирующая роль в нем должна принадлежать материальному производству. Объем частных инвестиций при этом, как предполагают в министерстве, по сравнению с тем же 2012 годом вырастет в восемь раз.

Стратегия или концепция?

О промежуточных итогах реализации плана мероприятий, предусмотренных стратегией, по состоянию на 1 января 2014 года участникам заседания рассказал директор Департамента инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов РФ Минрегиона России Н. А. Резванов. Так, кроме программ социально-экономического развития во всех регионах СКФО разработаны информационные системы обеспечения инвестиционной деятельности и контроля за ходом подготовки и реализации инвестпроектов. Подготовлен перечень инвестиционных площадок, приняты все необходимые нормативно-правовые документы. Наиболее сложными на российском Кавказе являются проблемы здравоохранения и образования, поэтому осуществляется модернизация данных отраслей, ведется подготовка кадров, повышение их квалификации. В рамках программы «Юг России» в 2014–2016 годах планируется построить более 30 школ, чтобы уйти от организации учебного процесса в три смены.

На вопрос министра, требует ли стратегия доработки, уточнения или пересмотра, докладчик ответил, что она безусловно нуждается в актуализации в связи с указами Президента РФ от 7 мая 2012 года. У заведующего кафедрой Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова профессора В. И. Квинта оказался свой взгляд на стратегию. «Вам как сказать, честно или скромно?» — сначала поинтересовался он, а затем сообщил, что не увидел различий между заявленными приоритетами, задачами и целями. Невозможно, по мнению профессора, называть приоритетами набор мероприятий, и поэтому документ надо методологически доработать. Что касается задач, то их нельзя ставить, не имея ресурсного обеспечения. Следовательно, необходимо провести локализацию народно-хозяйственных приоритетов и президентских указов применительно к СКФО и, по словам ученого, реально посмотреть, на что есть средства, а на что нет. Иначе может получиться профанация.

«Стратегия без ресурсного обеспечения — это концепция?» — уточнил министр и получил ответ, что стратегия без ресурсов представляет собой набор пожеланий. О ресурсах продолжил говорить и глава Республики Дагестан Р. Г. Абдулатипов. Он напомнил аудитории, как еще в 1990 году шли дебаты о выравнивании стартовых условий различных регионов при переходе к рыночной экономике. Эта фундаментальная задача, требующая вложений, не решена и сегодня. «В какой бы общественно-экономической формации мы ни жили, у нас все время хотели построить коммунизм и подогнать это к конкретной дате», —

образно выразился глава Дагестана. Такая попытка, как ему кажется, имеет место и в ситуации со стратегией, хотя необходимые ориентиры в ней обозначены. Более эффективной с практической точки зрения является программа «Юг России», считает глава Дагестана. Она позволила решить многие вопросы жизнедеятельности регионов Северного Кавказа.

Все стратегии и программы состоятся лишь в том случае, если не будет проблем с бюджетом страны, ведь развитие регионов по-прежнему сильно зависит от взаимоотношений с федеральным центром. Такая мысль ясно вытекала из дальнейших высказываний Абдулатипова. В 1985 году в республике было добыто 2,4 млн тонн нефти, сейчас добывается всего 160 тыс. тонн. Между тем в соседнем Азербайджане аналогичный показатель вырос в десять раз, и, кроме того, российский регион закупает у другого государства газ при наличии собственных запасов. Подступиться к решению проблемы, по словам главы субъекта, нельзя без соответствующих полномочий. «Я объявил о создании Дагестанской нефтегазовой компании. Объявил и не знаю, что с этим делать, потому что за разрешениями должен бегать по всей стране», — резюмировал он.

В удаленном доступе

О слабостях и достоинствах стратегии рассуждали и другие участники заседания. По мнению главы Карачаево-Черкесской Республики Р. Б. Темрезова, указанный документ подготовлен серьезно и его авторы ответственно подошли к делу. В то же время глава посетовал на географическую удаленность Кавказа от Москвы, из-за чего потенциальные инвесторы выбирают регионы поближе — например, Калужскую область. Президент Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти А. В. Старовойтов отметил, что ресурсов на информатизацию СКФО катастрофически не хватает. Планируемых 15 млрд руб. на информатизацию явно мало. Бывший вице-премьер Правительства России О. Н. Сосковец, ныне президент Российского союза товаропроизводителей, подчеркнул, что будущее страны заключается в развитии регионов. При плановой экономике проекты подтверждались ресурсами, отметил он и, перейдя к современности, одобрительно отозвался о подготовке к зимней Олимпиаде в Сочи.

Первый министр регионального развития РФ В. А. Яковлев, тоже приглашенный на коллегию, напомнил: «Планов всегда было громадье». Под них нередко просто выбивались деньги из федерального центра. Два главных оппонента Минрегиона, по его словам, Минэкономразвития и Минфин России, «в принципе не отвечают за общую ситуацию». Минрегиону должно быть дано больше прав, полагает Яковлев, при этом их следует подкрепить ресурсами. Действующий министр отреагировал в том духе, что не надо противопоставлять различные министерства, лучше стоило бы перенимать передовой зарубежный опыт.

Подводя итоги обсуждения, Слюняев откровенно признал: если вдруг случится инвестиционный бум, трудно будет найти достаточное количество полноценных проектов для финансирования. Естественно, это касается и Северного Кавказа, так что без улучшения проектно-изыскательских работ и новых экспертиз никак не обойтись. Еще глава министерства выразил сожаление по поводу того, что в 2013 году не удалось устранить проблемы, связанные с техническим регулированием. Из-за норм и правил советских времен в сфере ЖКХ и строительства многие объекты капитальных вложений оказываются самыми дорогими в мире. Качество бюджетных расходов и контроль за ними должны быть в центре внимания Минрегиона России, уверен министр.

Поделиться