25 апреля 2024 года
Регистрация
Госзаказ — 26 марта 2014

Закон о госзакупках не заработает без общественного контроля

Российская Федерация

федеральная контрактная система, госзакупки, общественные обсуждения, сайт закупок

Версия для печати 2722 Материалы по теме
Экономия бюджета на госзакупках с общественным обсуждением может составлять до 25%
Закон о госзакупках не заработает без общественного контроля

Закон о федеральной контрактной системе (ФКС), пришедший с 1 января на смену закону о госзакупках, пока работает неэффективно. Это признают и чиновники, и эксперты. Отсутствие конкретной информации в документах, необоснованность начальных цен контрактов, избыточные требования к участникам закупок и нереалистичные сроки исполнения контракта — вот основные замечания к новой контрактной системе.

Такие неутешительные выводы сделали участники комиссии Открытого правительства в ходе рассмотрения практики общественного обсуждения госзакупок свыше 1 млрд рублей. (Отчет о заседании опубликован на сайте Открытого правительства.)

Сайт закупок

Как отметил аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров, официальный сайт госзакупок работает неудовлетворительно. Регистрация на нем с целью общественного обсуждения занимает более 12 часов, ссылка, которая приходит на почту для ее подтверждения, не открывается. И даже после регистрации проверить госзакупки непросто. Планы-графики не опубликованы у 28 из 106 распорядителей бюджетных средств, а для анализа количественных показателей у 61 из 78 необходим ручной подсчет. Вычленить из существующих графиков миллиардные контракты проблематично, зачастую перепутаны единицы измерения.

Проблемы общественного контроля

По словам заместителя главы Минэкономразвития Евгения Елина, в 2013 году по результатам общественных обсуждений было отменено более 20 закупок, в 30% спорных случаев заказчики внесли изменения в контракты. Количество нарушений во время крупных госзакупок после их общественного обсуждения сократилось во 2-м полугодии 2013 года вдвое.

Согласно оценкам Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), в 2013 году заказчики стали готовить документацию качественнее, чем годом ранее, и избегать прямых нарушений законодательства. Эти изменения связаны, в том числе, с повышением общественного контроля. Для сравнения: за последний квартал 2012 года вопросы экспертов вызвал 71% проанализированных процедур (80 из 112), в то время как в 2013 году признаки ограничения конкуренции обнаружены уже только в 38% случаев (88 из 233 процедур). Экономия бюджета на госзакупках с помощью процедуры общественного обсуждения по оценкам НАИЗ может составлять до 15%, по некоторым направлениям до 25%.

В то же время, как отметил Елин, многие заказчики активно препятствуют общественному контролю. Например, проводят очные общественные обсуждения в местах, которые просто недосягаемы. Так, однажды общественные слушания были назначены на острове Диксон, куда вообще невозможно добраться. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский считает одной из главных проблем «профессионализацию обсуждений закупок». По его словам, в них участвует порядка 10 тыс. человек, а содержательных обсуждений лишь десятки.

На заседании комиссии Открытого правительства было решено в течение апреля исследовать технологические, информационные, организационные проблемы в работе системы общественного обсуждения крупных контрактов. К июню должны быть выработаны конкретные предложения по модернизации этой системы.

Нерадивых чиновников накажут увольнением

Комиссия также поручила Минэкономразвития разработку административных санкций к чиновникам, игнорирующим общественное мнение по госзакупкам, вплоть до увольнения. Уже в первый год такие меры помогут сэкономить казне до 700 млрд рублей, считают в ведомстве.

Юрист Ярослав Кулик предложил дифференцированные размеры штрафов на должностных лиц. Первая модель такой дифференциации — увеличение суммы штрафа исходя из того, первое ли это нарушение или же систематическое. Вторая модель градации штрафов может отталкиваться от цены контракта: чем больше цена, тем больше штраф. Кроме введения административной ответственности нужно определиться и с гражданско-правовыми последствиями заключения договора по результатам закупок, проведенных без общественного обсуждения. Это относится к вопросу действительности и оспоримости таких сделок.

Справка

Система общественного обсуждения крупных контрактов действовала в «пилотном» режиме с августа 2012 года. С нынешнего года стали обязательными обсуждения планов-графиков размещения заказа и закупок свыше 1 млрд рублей согласно ФКС. Полностью система должна заработать с 2016 года, когда будет введена единая информационная система и трехлетнее планирование закупок.

МЭР предлагает расширить список лиц, заинтересованных в сделках с госкомпаниями

Самое читаемое. Модернизация банкоматов, мнение Morgan Stanley, переход пенсий в НПФ

Обзор законодательства. Страхование зарплат, госзакупки и расходы на ремонт аварийных домов

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно