При рассмотрении жалобы налогоплательщика на действия (бездействия) налоговиков вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов.
По словам начальника управления досудебного урегулирования судебных споров ФНС России Елены Суворовой, это четкая позиция российских судей.
Напомним, что до 2014 года досудебное урегулирование налоговых споров было обязательно только для споров по поводу решений, принятых по итогам налоговых проверок. С 1 января этого года это требование было распространено на все налоговые споры, в связи с чем налоговики ожидают увеличения количества жалоб примерно на
Последние несколько лет система досудебного урегулирования налоговых споров дает положительные результаты по снижению конфликтности, так как первоочередной задачей является не только урегулировать спор, но и исключить в дальнейшем возникновение подобных ситуаций.
Это подтверждается статистикой судебной работы ФНС. Количество жалоб с 2009 года сократилось на треть, а судебных исков — более чем в два раза. Повысилось качество выносимых решений. За 2012 год в пользу бюджета рассмотрено 68% сумм исковых требований налогоплательщиков, за 2013 год этот показатель достиг 74%.
В целом по России, согласно статистике по 40% жалоб, претензии налогоплательщиков признаются правомерными (это около 20% всех обжалуемых сумм).
Полностью интервью с Е. Суворовой — см. апрельский номер журнала «Бюджет».