Малый и средний бизнес — 08 апреля 2014

ФАС удалит государство из конкурентных сфер

Российская Федерация

фас, игорь артемьев, фст, малый и средний бизнес, антимонопольное законодательство

Версия для печати 3951 Материалы по теме
В сфере сбыта идея предоставить иммунитет субъектам малого бизнеса от антимонопольного расследования приведет к дроблению компаний
ФАС удалит государство из конкурентных сфер

В апреле правительство обсудит четвертый антимонопольный пакет, разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Свое мнение о некоторых спорных положениях нового пакета в интервью журналу «Профиль» рассказал глава ФАС Игорь Артемьев.

Объединение ФАС и ФСТ

Это решение находится исключительно в компетенции правительства: и если оно решит, что такое объединение необходимо, мы выполним поставленную задачу. До 2004 года Министерство по антимонопольной политике было весьма успешным тарифным регулятором в области связи, железнодорожных перевозок и т. д., и опыт этой работы у нас сохранился.

Проблемы контроля деятельности малого и среднего бизнеса

В России субъектом малого бизнеса считается компания с числом работников до 100 человек и оборотом до 400 млн рублей в год. Под это определение в маленьких городах и поселках обычно подпадают все предприятия, работающие в ЖКХ — водокачки, местные энерго- и тепловые сети. По сути, это полноценные субъекты естественных монополий, которые часто нарушают антимонопольное законодательство и на которые в ФАС регулярно поступают жалобы.

В сфере сбыта идея предоставить иммунитет субъектам малого бизнеса от антимонопольного расследования приведет к дроблению компаний. Большие предприятия всю свою продукцию будут сбрасывать в торговый дом с численностью сотрудников 2-3 человека и при этом повысят цены в 5 раз. Кроме того, субъекты малого бизнеса могут участвовать в картеле, могут незаконно использовать чужие товарные знаки и т.д. Не случайно в законодательстве Евросоюза малый и средний бизнес не имеет иммунитета от антимонопольного преследования.

МУПы и ГУПы останутся только в «оборонке» и еще трех отраслях

Сегодня Россия — безусловный лидер в Европе по доле государственных и муниципальных предприятий в экономике. В некоторых субъектах ГУПы и МУПы контролируют до 100% локального рынка и участвуют в свободных экономических отношениях, при этом не являясь рыночными образованиями. Это способствует беспрепятственному росту административных издержек для бизнеса.

Вдобавок, предприятия с госучастием зачастую сами являются нарушителями антимонопольного законодательства. К основным нарушениям относится передача имущества в уставные капиталы с последующим отчуждением, а также предоставление преимуществ в виде субсидирования и наделение властными полномочиями.

В соответствии со стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в России в 2013-2024 годах ФАС планирует ликвидировать ГУПы и МУПы во всех конкурентных сферах. Прежде всего, в дорожном строительстве, в секторах по предоставлению медицинских, фармацевтических, транспортных, охранных и ритуальных услуг, в инфраструктуре естественных монополий, образовании, благоустройстве и озеленении городов. Их имущество будет передано в госсобственность, а затем приватизировано или сдано в аренду малому и среднему бизнесу. Государственные активы, которые нельзя приватизировать, будут предоставлены частным компаниям на основе концессии.

Контроль роста цен

Помимо чисто рыночных механизмов, во многом цены на товары зависят от тарифов на услуги естественных монополий, которые устанавливает ФСТ России. На взгляд ФАС, часто это делается без серьезного экономического анализа и обоснования.

Что касается мониторинга нарушений законодательства, только в нефтеперерабатывающей отрасли за 2008-2012 годы антимонопольное ведомство рассмотрело более 450 дел по федеральному и региональным рынкам нефтепродуктов, были проведены расследования в отношении «Роснефти», «Газпромнефти», «ЛУКОЙЛа», ТНК-ВР и «Башнефти». В результате общая сумма перечисленных в бюджет РФ штрафов составила около 20,7 млрд рублей.

Поделиться