В апреле правительство обсудит четвертый антимонопольный пакет, разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Свое мнение о некоторых спорных положениях нового пакета в интервью журналу «Профиль» рассказал глава ФАС Игорь Артемьев.
Объединение ФАС и ФСТ
Это решение находится исключительно в компетенции правительства: и если оно решит, что такое объединение необходимо, мы выполним поставленную задачу. До 2004 года Министерство по антимонопольной политике было весьма успешным тарифным регулятором в области связи, железнодорожных перевозок и т. д., и опыт этой работы у нас сохранился.
Проблемы контроля деятельности малого и среднего бизнеса
В России субъектом малого бизнеса считается компания с числом работников до 100 человек и оборотом до 400 млн рублей в год. Под это определение в маленьких городах и поселках обычно подпадают все предприятия, работающие в ЖКХ — водокачки, местные энерго- и тепловые сети. По сути, это полноценные субъекты естественных монополий, которые часто нарушают антимонопольное законодательство и на которые в ФАС регулярно поступают жалобы.
В сфере сбыта идея предоставить иммунитет субъектам малого бизнеса от антимонопольного расследования приведет к дроблению компаний. Большие предприятия всю свою продукцию будут сбрасывать в торговый дом с численностью сотрудников
МУПы и ГУПы останутся только в «оборонке» и еще трех отраслях
Сегодня Россия — безусловный лидер в Европе по доле государственных и муниципальных предприятий в экономике. В некоторых субъектах ГУПы и МУПы контролируют до 100% локального рынка и участвуют в свободных экономических отношениях, при этом не являясь рыночными образованиями. Это способствует беспрепятственному росту административных издержек для бизнеса.
Вдобавок, предприятия с госучастием зачастую сами являются нарушителями антимонопольного законодательства. К основным нарушениям относится передача имущества в уставные капиталы с последующим отчуждением, а также предоставление преимуществ в виде субсидирования и наделение властными полномочиями.
В соответствии со стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в России в
Контроль роста цен
Помимо чисто рыночных механизмов, во многом цены на товары зависят от тарифов на услуги естественных монополий, которые устанавливает ФСТ России. На взгляд ФАС, часто это делается без серьезного экономического анализа и обоснования.
Что касается мониторинга нарушений законодательства, только в нефтеперерабатывающей отрасли за