Долгие годы Берлин был в стране своего рода финансово-политическим пугалом: город, имеющий статус федеральной земли, одной из 16 составных частей ФРГ, сводил свой бюджет с дефицитом, проще говоря, сидел в долгах как в шелках.
БЮДЖЕТ ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ДЕФИЦИТНЫМ
Причин у этого было много — от расточительной политики заимствований, приведшей к необходимости выплачивать огромные проценты, до непростого исторического наследия, доставшегося гигантскому по германским меркам городу, две неравных части которого четыре десятилетия существовали в состоянии вынужденного разделения.
Однако с 2012 года ситуация отчетливо начала меняться к лучшему: доходы превысили расходы. В прошлом году городским финансистам удалось повторить этот успех.
На
Если эти надежды сбудутся, то подряд четыре годовых бюджета с прибылью — такого в современной истории германской столицы никогда прежде не бывало. И одним везением такое объяснить невозможно.
ТРИ КИТА МИНИСТРА ФИНАНСОВ
Так как же город с населением почти в четыре миллиона человек выбирается из финансовой ямы? Сам У.Нуссбаум называет три «кита», на которых основывается его финансовая политика. Первый — жесткая политика расходования средств.
Просто до полной очевидности? На словах да, но вот легко ли проводить такую политику на деле понимает только тот, кто это познал на собственном опыте. А Берлин в этой сфере далеко ушел вперед по сравнению со всеми другими федеральными землями.
Начиная с 2002 года, средняя цифра бюджетных расходов федеральных земель ФРГ выросла примерно на 20%, а в земле Гессен — и вовсе на 32%. В Берлине этот показатель составляет 5,3%. Как говорится, почувствуйте разницу.
КОНСОЛИДАЦИЯ ДОХОДОВ
Второй «кит» — консолидация доходов. Этому способствует рост числа жителей, ведь чем больше работающих, тем больше налогов с них можно получить. Еще одна очевидная истина? Однако попробуйте этого добиться в городе, жить в котором непривлекательно.
Кроме того, увеличению доходов способствует и экономический рост, ведь Берлин и с этой точки зрения в числе лидеров. Если в 2001 году сумма сборов от местного налога на прибыль коммерческих предприятий составляла 760 млн евро, то сейчас она выросла почти вдвое — до 1,4 млрд евро.
Прирост в этой сфере достигнут отнюдь не за счет одного только увеличения величины налогов: простым залезанием в карман к бизнесменам долговременного успеха не добьешься. Берлинские финансовые власти старались создать для деловых людей такую атмосферу, в которой необходимость поделиться с городом воспринималась бы как неизбежное, но не разрушительное зло.
Теперь обещано, что налоги больше увеличиваться не будут: кому охота резать курицу несущую золотые яйца? Тем более, что налогооблагаемая база в городе растёт, и прирост доходов достигается в основном за счет этого.
ЗАИМСТВОВАНИЯ И СТАРЫЕ ДОЛГИ
И наконец, третий «кит» — отказ от новых заимствований и неукоснительная выплата старых долгов. И здесь ведомству У.Нуссбаума приходится вести непрекращающиеся баталии с теми, кто воспринял профицитный бюджет как сигнал к тому, что опять можно сделать займы на выгодных условиях.
«Залезать в долги — самая антиобщественная мера, на которую могут пойти власти. За это придется расплачиваться из денег, собираемых с граждан в качестве налогов. На эти цели мы и так расходуем ежегодно до 2 млрд евро — почти вдвое больше, чем на содержание детских дошкольных учреждений. Так мы только создаем проблемы для будущих поколений», — считает сенатор.
ГОРОД ВОЗВРАЩАЕТ АКТИВЫ
А ведь поначалу оздоровление городского бюджета велось за счет активной продажи недвижимости, в основном привлекательных земельных участков. Но теперь, считает У.Нуссбаум, время вынужденных продаж миновало. И настало время правильного, то есть прибыльного управления городской собственностью.
В том числе и принадлежащими Берлину предприятиями. Сенатор не скрывает, что для обеспечения их работы поначалу тоже брались кредиты, сумма которых с 2008 по 2012 год составила 1,5 млрд евро. Но за это же время стоимость этих предприятий выросла на 2 млрд евро. То есть кредиты воплотились в экономически оправдавшие себя инвестиции.
И, представьте себе, теперь приватизация городской собственности не просто приостановлена. Процесс пошел в обратную сторону: Берлин вернул себе предприятие «Берлинер Вассер бетрибе», занимающееся водоснабжением крупнейшего города Германии. И власти считают, что отныне политика в этой отрасли будет проводиться более демократично и социально ответственно. А У.Нуссбаум отнес это к числу сладких плодов нынешней финансовой политики, которая, что уж греха таить, порой бывала достаточно горькой...
СТОЛИЦА ГЕРМАНИИ
Это второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза. В нем проживает 3, 95 млн человек на территории в 5370 кв. км. Плотность населения достигает 736 жителей/кв км. Средний возраст берлинца — 41,7 лет. Число иностранцев в Берлине — около 450,9 тыс.
Берлин — крупный экономический и финансовый центр Германии и ЕС. Разнообразие отраслей промышленности достаточно высоко. Около 80% компаний в Берлине заняты в секторе услуг. 30 компаний страны, включенные в расчет германского индекса DAX, имеют свои штаб-квартиры в столице, среди них Siemens и Deutsche Bahn. Крупнейшие работодатели — Siemens (13,58 тыс. занятых), Daimler (6,3 тыс.), Vattenfall Europe (5,8 тыс.), BMW Group (2,4 тыс.).
Уровень безработицы в Берлине достаточно высокий — 13,6% (по стране — 7,7%). Около 17% населения получают помощь в рамках Социального кодекса. В городе сравнительно низкая стоимость труда и гибкая организация рабочего времени. В сравнении с другими крупными федеральными городами Германии преимущество Берлина в стоимости труда — до 20%.
По всей Германии Берлин занимает второе место по научным исследованиям в ВВП. Более полумиллиона жителей имеют высшее или высшее специальное образование. Столица — город Германии с самым большим количеством ученых и людей с высшим образованием (в расчете на душу населения).
Продолжение темы: Долги и кредиты городского бюджета Берлина