Закон о Федеральной контрактной системе (ФКС), вступивший в силу с 1 января 2014 года, за время своей работы выявил множество проблем в сфере государственных закупок. К такому выводу пришли участники десятой выставки-форума «Госзаказ-2014».
Успехи есть
«Федеральный закон N44-ФЗ стратегически лучше, чем
Проблемы и нарушения
Вместе с тем, новый закон еще не справился с нарушениями и махинациями участников госзакупок. Как отмечает глава ФАС, в строительстве встречается искусственное укрупнение заказа до 150 млн рублей (госнужды) и до 50 млн (муниципальные нужды). «Это выводит на конкурс, а не электронный аукцион. И приводит к махинациям и откатам», — отмечает чиновник. Конкурсы с ограниченным участием проводят под «своего» подрядчика путем произвольного установления заказчиком требований к материальным ресурсам, добавляет он.
Проблемы коснулись и привлечения малого и среднего бизнеса. «Заказчик обязан осуществить не менее 15% закупок у этого сегмента. Часто это делают через привлечение в качестве соисполнителей. Это невозможно администрировать или предприниматели получаются связанные с генподрядчиком», — заметил Артемьев. Глава ведомства подчеркнул, что если к закупкам удастся больше привлекать предпринимателей, то в итоге сильно смягчится экономическая ситуация.
Под конец своего выступления он озвучил предложения ФАС, согласно которым необходимо ввести электронный аукцион на строительство типовых объектов, а также исключить возможность произвольного установления заказчиком требований к материальным ресурсам при проведении конкурса с ограниченным участием.