Первым на предложение премьер-министра Дмитрия Медведева сократить численность чиновников на 10% отреагировал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. В интервью «Известиям» он рассказал о планах по сокращению штата своих сотрудников.
Сокращения в Открытом правительстве
Мной уже подготовлены предложения по сокращению на 10% департамента по обеспечению деятельности Открытого правительства в составе аппарата правительства РФ, которые в течение следующей недели будут направлены руководителю аппарата. Затем по итогам комплексного аудита и реорганизации департамента будут подготовлены и направлены дополнительные предложения по оптимизации еще на 10%.
Качество, а не количество
Самое главное — изменение качества госуправления, вопрос численности чиновников вторичен. Зачастую вопрос численности решают, переводя сотрудников с гос службы на контракты, но при этом реальные затраты на содержание госаппарата не сокращаются, а система управления этими затратами становится менее прозрачной и более запутанной.
У нас на сегодняшний день по ряду направлений в системе госслужбы, особенно в федеральном правительстве, уровень зарплат вполне конкурентоспособен и позволяет привлекать высококвалифицированных специалистов. Надо создавать условия для повышения КПД их работы. Первое — необходимо высвобождать их ресурсы от огромного количества каждодневной рутинной работы. Второе — государство должно сокращать ненужные и излишние функции. Этот раздутый функционал дополнительной нагрузкой ложится на бизнес, граждан в виде проверок, контроля, различного рода надзора. А в некоторых регионах мы часто сталкиваемся с тем, что чиновничий аппарат сам себе находит работу, придумывает функции, чтобы оправдать свое существование. Хотя это, конечно, исключение, а не правило.
Денежные бонусы для чиновников
Для госслужащего не требуются дополнительные бонусы за предоставление качественных услуг гражданам. Это его святая обязанность. Бонусом здесь должно быть не материальное поощрение, а то, что талантливые и способные чиновники, которые показывают высокие результаты и высокую эффективность, должны продвигаться по служебной лестнице. Вот это бонус — карьерный рост. А карьерный рост — это в том числе возможность повысить уровень заработной платы.
Избыточные госфункции
У нас что ни новый начальник, то просит для себя отчет: «Вот эта бумажка мне не нравится, напишите мне новый отчет». А ведь это большие трудозатраты всего госаппарата. Поэтому нам надо систему автоматизировать. Первое — убрать дублирующие функции. Второе — нам необходимо ввести элементы современного управления, автоматизировав системы, сделав единые государственные информационные системы, которые были бы связаны эффективной системой межведомственного электронного и информационного взаимодействия. Это радикально сократит нагрузку на бюрократический аппарат. Третье направление — это ликвидация функций, которые не нужны государству и напрямую не затрагивают интересы, и не связаны с выполняемыми государством задачами, вытекающими из норм законов и Конституции. Такие функции есть.
Четвертое направление — это передача ряда государственных функций на исполнение бизнесу. В частности, речь идет о привлечении бизнеса к оказанию социальных услуг населению. Это вопрос ухода за больными на дому, пенсионерами — то, чем сегодня у нас в регионах занимаются государственные учреждения. Но это же можно за эти же деньги отдавать предпринимателям, в том числе помогая развивать малый и средний бизнес.
Сколько потребуется времени?
Реинжиниринг госаппарата должен проводиться регулярно. Возьмите любую большую корпорацию и посмотрите, как часто в ней производится реинжиниринг бизнес-процессов и систем управления — минимум раз в три года. А в динамично растущих отраслях и компаниях — раз в два года. Это процесс, который требует постоянной работы. Если говорить о сокращении государственного аппарата на 10%, то это должно пройти в оптимальном формате за