Меньше чем через два месяца вступит в силу американский закон, согласно которому банки со всего мира должны делиться с властями США информацией о своих вкладчиках-американцах. FATCA может затруднить бизнес российским банкам, пишет РИА «Новости» со ссылкой на агентство Ассошиэйтед Пресс.
Цель закона
FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — закон США, обязывающий банки в других странах раскрывать американским налоговым службам сведения о счетах американских налогоплательщиков. В отношении России он вступает в силу 1 июля 2014 года, до этого российским правительством должен быть определен точный механизм передачи информации.
Заявленная цель закона — избежать уклонения от американского налогообложения среди граждан США. С тех банков, которые не готовы подчиниться требованию, банки-контрагенты в США обязаны будут удерживать налог в размере 30% с ряда платежей, включая доход от инвестиций. Сначала только с пассивного дохода, полученного на территории США, например процентов, а с 2017 года — с доходов от продажи ценных бумаг и транзитных платежей. Кроме того, некорректное предоставление информации повлечет за собой штраф в размере от 10 тыс. до 50 тыс. долларов. США уже заключили соглашения об обмене информации в соответствии с FATCA с 50 странами. С Россией подобные переговоры велись, но прекратились по причине геополитического конфликта вокруг Украины.
Что ждет российские банки?
Новый закон сделает более дорогими вложения российских банков в США, включая казначейские ценные бумаги и акции, отмечает агентство. Так, если российский банк захочет купить казначейские ценные бумаги США, ему придется отказаться от 30% прибыли по процентным выплатам и дивидендам. Частные инвесторы, использующие российские банки для своих операций, также должны будут платить штраф.
«Это очень большая проблема. Это уменьшает их [российских банков] конкурентоспособность, и они могут столкнуться с бегством капитала», — сказал агентству Марк Мэтьюс, бывший замглавы американской государственной налоговой службы (IRS).
Как отмечают эксперты, убытки могут быть ощутимее, чем санкции со стороны Запада. «Если санкции ограничатся некоторыми избранными частными лицами и банками, а эти (меры) будут касаться каждого участника рынка, то я думаю, что для русских это может потенциально оказаться хуже санкций», — считает Брайан Зимблер, управляющий партнер в московском представительстве фирмы Morgan Lewis.
В эфире радио «Эхо Москвы» от 6 мая 2014 года финансовый омбудсмен Павел Медведев сказал, что «банки вынуждены будут сейчас в пожарном порядке делать то, что нужно для того чтобы вступить в отношения по FATCA. У них нет выбора. Особенно для крупных банков, которые, безусловно, имеют корреспондентские счета в иностранных банках».
Он выразил также мнение, что «FATCA — это такой подарок, что лучше не придумаешь. Сколько денег американцев в России я не знаю, но думаю, что какие-то гроши. А сколько денег россиян в Америке, я могу себе представить. Я думаю, как минимум десятки миллиардов долларов, а скорее сотни. И нам бы заключить договор на паритетных началах, как сделали европейские страны, и лица мы не потеряли и приобрели бы возможность контролировать своих уклонистов».