Владимир Васильевич МИХЕЕВ, эксперт Центра исследования бюджетных отношений, кандидат экономических наук
Значительные изменения, внесенные летом 2013 года в Бюджетный кодекс в части положений, регулирующих вопросы государственного (муниципального) финансового контроля
(Г(М)ФК), существенно расширили поле деятельности органов внутреннего Г(М)ФК. Если раньше Г(М)ФК был направлен на контроль за соблюдением целевого и правомерного использования бюджетных средств, то теперь одной из его целей является контроль соблюдения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. В этой связи требуется найти решение вопросов, которые ранее были предоставлены на откуп всем публично-правовым образованиям: классификация и квалификация нарушений, выявляемых органами Г(М)ФК.
Очевидно, что если требования БК РФ, федеральных законов и нормативно-правовых актов едины на всей территории страны, то классифицировать нарушения необходимо однообразно. Это позволит иметь корректную статистику для анализа и принятия управленческих решений. Сейчас же даже Росфиннадзор на разных территориях классифицирует одинаковые нарушения по-разному. Поэтому для Росфиннадзора и нужен классификатор нарушений федерального бюджетного законодательства. Если к такому классификатору регион прибавит нарушения своих законов и исключит «федеральные» нарушения, к нему не относящиеся, то получим региональный классификатор. Муниципалитет прибавляет нарушения решений МСУ, исключает не относящиеся к нему «региональные» нарушения — получаем классификатор для конкретного МО.
Для реализации такого подхода необходимо составить реестр законов и НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, и устанавливаемых ими норм. Заодно наконец разберемся, что является нарушением, а что нет, и где у нас правовые дыры. А если к классификатору придумаем систему кодов, в которой можно зашифровать виды нарушений, сами НПА, основание для проверки и т. д., то получим сопоставимую отчетность по результатам Г(М)ФК на всех уровнях бюджетной системы РФ. Разве плохо?