№ 6 Июнь 2014 — 26 мая 2014

Колонка эксперта

Версия для печати 1768 Материалы по теме
Мнение Владимира Михеева (Центр исследований бюджетных отношений)
Колонка эксперта

Владимир Васильевич МИХЕЕВ, эксперт Центра исследования бюджетных отношений, кандидат экономических наук

Значительные изменения, внесенные летом 2013 года в Бюджетный кодекс в части положений, регулирующих вопросы государственного (муниципального) финансового контроля

(Г(М)ФК), существенно расширили поле деятельности органов внутреннего Г(М)ФК. Если раньше Г(М)ФК был направлен на контроль за соблюдением целевого и правомерного использования бюджетных средств, то теперь одной из его целей является контроль соблюдения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. В этой связи требуется найти решение вопросов, которые ранее были предоставлены на откуп всем публично-правовым образованиям: классификация и квалификация нарушений, выявляемых органами Г(М)ФК.

Очевидно, что если требования БК РФ, федеральных законов и нормативно-правовых актов едины на всей территории страны, то классифицировать нарушения необходимо однообразно. Это позволит иметь корректную статистику для анализа и принятия управленческих решений. Сейчас же даже Росфиннадзор на разных территориях классифицирует одинаковые нарушения по-разному. Поэтому для Росфиннадзора и нужен классификатор нарушений федерального бюджетного законодательства. Если к такому классификатору регион прибавит нарушения своих законов и исключит «федеральные» нарушения, к нему не относящиеся, то получим региональный классификатор. Муниципалитет прибавляет нарушения решений МСУ, исключает не относящиеся к нему «региональные» нарушения — получаем классификатор для конкретного МО.

Для реализации такого подхода необходимо составить реестр законов и НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, и устанавливаемых ими норм. Заодно наконец разберемся, что является нарушением, а что нет, и где у нас правовые дыры. А если к классификатору придумаем систему кодов, в которой можно зашифровать виды нарушений, сами НПА, основание для проверки и т. д., то получим сопоставимую отчетность по результатам Г(М)ФК на всех уровнях бюджетной системы РФ. Разве плохо?

Поделиться