№ 6 Июнь 2014 — 26 мая 2014

Выполнение указов Президента России в Краснодарском крае

Версия для печати 2275 Материалы по теме
Иван Перонко заместитель главы администрации (губернатора министра финансов Краснодарского края)
Выполнение указов Президента России в Краснодарском крае

Иван Александрович ПЕРОНКО, заместитель главы администрации (губернатора) — министр финансов Краснодарского края, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Кубани и РФ
Реализация майских указов Президента России в полном объеме и в установленные сроки стала ключевой задачей органов исполнительной власти Краснодарского края, одним из приоритетных направлений бюджетной политики региона.

Более половины расходов консолидированного бюджета Краснодарского края традиционно направляется на финансирование отраслей социальной сферы. В 2013 году объем этих расходов увеличился по сравнению с 2012 годом на 11% и достиг 155 миллиардов рублей. На оплату труда в социальной сфере в целом было направлено 61,3 миллиарда рублей (рис. 1). Здесь прирост к 2012 году также составил 11%. Более шести миллиардов рублей этих средств направлено на реализацию указов Президента РФ в части повышения средней заработной платы.

Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

Президентом России поставлена задача до 2018 года повысить среднюю заработную плату отдельных категорий работников бюджетных учреждений до среднего уровня по экономике, а врачей — до 200% от средней зарплаты по экономике. По итогам 2013 года в Краснодарском крае перевыполнены все предусмотренные дорожными картами целевые значения средней заработной платы отдельных категорий работников. Так, средняя заработная плата врачей в 2013 году достигла 32,3 тысячи рублей. По отношению к фактически сложившейся среднемесячной заработной плате по краю за 2013 год (24,2 тысячи рублей) она составила 133,2%. Это на 3,5 процентных пункта выше соотношения, установленного дорожной картой (129,7%). Заработная плата среднего медицинского персонала — 19,5 тысячи рублей, соотношение к средней по краю — 80%, что на 4,4 пункта выше установленного дорожной картой (75,6%). У младшего медицинского персонала зарплата 13,5 тысячи рублей, соотношение к средней по краю — 55,7% (дорожной картой установлено 54%).

В регионе наблюдается дефицит медицинских кадров. И мы делаем все возможное, чтобы привлечь в кубанскую систему здравоохранения как можно больше молодых квалифицированных специалистов, повысить уровень их материальной обеспеченности и престиж профессии. Например, в прошлом году социальную поддержку в виде единовременных компенсационных выплат получили 344 медработника в возрасте до 35 лет, прибывших на работу из городов в сельские населенные пункты.

Средняя заработная плата работников культуры достигла 15,2 тысячи рублей, или 62,5% к средней по краю, что на 6,4 пункта выше плана (56,1%). Средняя заработная плата педагогических работников школ составила 24,9 тысячи рублей, это 102,7% к среднемесячной заработной плате по краю (на 2,7 процентных пункта выше показателей дорожной карты). У педагогических работников дошкольных учреждений средняя заработная плата — 20,5 тысячи рублей. Зарплата педагогических работников учреждений дополнительного образования — 19,6 тысячи рублей, или 77,2% к средней заработной плате учителей (25,4 тысячи рублей), что на 2,2 пункта выше показателей дорожной карты (75%).

Персоналу, не попадающему под действие указов, с 1 октября 2013 года ставки и оклады проиндексированы на 5,5%. На эти цели израсходовано 300 миллионов рублей. Кроме того, весь 2013 год почти 200 тысяч работников социальной сферы получали доплаты из краевого бюджета в размере от трех до шести тысяч рублей в месяц. Эти выплаты будут продолжены в 2014 году и в рамках разграничения полномочий между краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований должны обеспечиваться на муниципальном уровне. При этом доля расходов на оплату труда в расходах на социальную сферу в 2013 году сохранилась на уровне 40%. Таким образом, повышение зарплаты осуществляется не в ущерб другим расходам социального сектора. Развитие социальных отраслей продолжено, значительные средства направляются на развитие инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений.

В 2014 году на выполнение указа Президента России № 597 в крае будет направлено 12,8 миллиарда рублей, в 2015-м — 19,7 миллиарда, в 2016-м — 28,9 миллиарда. Все обязательства по реализации указов Президента РФ по повышению заработной платы работников как государственных, так и муниципальных учреждений полностью взял на себя краевой бюджет. В 2014 году из краевого бюджета на оплату труда работникам муниципальных учреждений направляется 2,7 миллиарда рублей, в 2015-м — 4,2 миллиарда, в 2016-м — 5,8 миллиарда.

На Кубани прибавку к зарплате получат около 190 тысяч человек. В результате зарплата педагогических работников школ и дошкольных учреждений к 2016 году вырастет еще почти на 40% (по сравнению с 2013 годом). У педагогических работников учреждений профессионального, дополнительного образования и в учреждениях для детей-сирот зарплата увеличится на 66%, у медицинских работников — более чем на 70%, у работников культуры и соцработников — в два раза. У остальных работников государственных учреждений оплату труда планируется повышать ежегодно с 1 октября: в 2014 и 2015 годах — на 5,5% и в 2016 году — на 5%.

Рост заработной платы работников бюджетного сектора и бюджетных расходов будет сопровождаться структурными изменениями сети государственных и муниципальных учреждений и повышением качества предоставляемых услуг. В 2014 году сохранится социальная направленность бюджета — на социально-культурную сферу будет направлено 67% расходов от бюджета края.

рис.1 структура.jpg

Указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Данным указом предусмотрено достижение к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Для поэтапной ликвидации очереди в детские дошкольные учреждения на проведение капитального ремонта, реконструкцию и строительство новых детских садов в Краснодарском крае в 2013 году направлено 4,2 миллиарда рублей (рис. 2). Из них 1,9 миллиарда — субсидии из федерального бюджета, 2,3 миллиарда рублей — средства краевого и местных бюджетов. В 2014 году на эти цели край направит аналогичную сумму. Кроме того, мы рассчитываем получить такой же, как в прошлом году, объем федеральных средств.

Для того чтобы к 2016 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования, будет отремонтировано, построено, реконструировано и приобретено 165 детских садов, в 2014–2015 годах планируется ввод 22,4 тысячи мест. На решение этой задачи направлены две краевые целевые программы с общим объемом финансирования в 2013 году более 5 миллиардов рублей. В 2013 году на территории Краснодарского края действовали 1,5 тысячи организаций, реализующих программы дошкольного образования, в том числе почти 1,45 тысячи муниципальных детских садов, 27 негосударственных дошкольных учреждений, а также средние общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования. В них воспитывается более 224 тысяч детей. По итогам 2013 года в крае введено 8,5 тысячи мест в дошкольных образовательных учреждениях и 1,5 тысячи мест в группах семейного воспитания и кратковременного пребывания. По итогам 2013 года охват детей в возрасте до семи лет дошкольным образованием составил 71,6 %, что выше уровня 2012 года, когда охват составлял 68,2%.

Выполняя поручения Президента РФ, администрация края во всех муниципальных образованиях обеспечила электронный учет детей, нуждающихся в дошкольных учреждениях. Сейчас во всех 44 муниципалитетах прием заявлений и постановка на учет в детские сады осуществляются через многофункциональные центры. На создание региональной электронной очереди из краевого бюджета выделено 1,3 миллиона рублей. В ноябре 2013 года была приобретена автоматизированная информационная система «Электронный детский сад», с ее помощью завершено формирование единой региональной очереди.

С 2014 года полномочия по обеспечению государственного стандарта дошкольного образования переданы с муниципального на региональный уровень. Детские сады получают финансирование из краевого бюджета по утвержденному подушевому нормативу. Причем финансирование получают не только муниципальные, но и частные дошкольные организации. На эти цели в бюджете 2014 года предусмотрено 12,9 миллиарда рублей.

С 2013 года кубанские семьи на треть­его и последующего ребенка до трех лет получают ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума. На 2014 год на эти цели предусмотрено 416 миллионов рублей (свыше 7 тысяч рублей в месяц на ребенка). Кроме того, в крае принято решение о предоставлении регионального материнского капитала в размере 100 тысяч рублей. Выплаты будут производиться с 2014 года семьям, в которых после 1 января 2011 года родился третий или последующий ребенок. Для реализации этой меры поддержки на 2014 год запланировано 250 миллионов рублей.

В регионе проживает около 27,5 тысячи семей с тремя и более детьми, имеющих право на получение бесплатных земельных участков. В 2011–2013 годах многодетным семьям Кубани выделено почти 6,5 тысячи земельных участков, полностью или частично обеспеченных инфраструктурой. Поставлена задача к 2018 году на 90% обеспечить инженерной инфраструктурой предоставляемые многодетным семьям земельные участки.

Указ № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»

По ряду показателей задача снижения смертности в регионе выполнена. Уровень смертности населения Краснодарского края от болезней системы кровообращения в 2013 году снизился на 5,6%, то есть почти на две тысячи случаев, по сравнению с 2012 годом. Уровень смертности от новообразований снижен на 2,9%, смертности от туберкулеза — на 15,5%. Удалось сохранить почти 300 жизней. Смертность от дорожно-транспортных происшествий снизилась на 1,5%. Показатель младенческой смертности в крае значительно ниже среднего уровня по РФ. В 2013 году он сократился еще на 10%.

Указ № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

Документ предусматривает обеспечение повышения к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 рождения на одну женщину, обеспечение увеличения к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 74 лет. В Краснодарском крае в 2013 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,68. Продолжительность жизни населения Краснодарского края в 2013 году, по предварительной оценке, составила 71,8 года. Показатель рождаемости увеличился на 0,8% и составил 13,2 человека на тысячу. С начала 2013 года в крае зафиксирован естественный прирост населения (около 1,5 тысячи человек).

Основой успешности социальной политики стало динамичное развитие экономики региона, рост налогооблагаемой базы и доходов бюджета. Объем ВРП по итогам 2013 года приблизился к отметке в 1,5 триллиона рублей с приростом к 2012 году на 1,7%. Это выше, чем в среднем по России, на 0,4 процентных пункта. По объему ВРП край стабильно занимает седьмое место в стране после Москвы, Тюменской, Московской областей, Санкт-Петербурга, Красноярского края и Свердловской области. Кубань — на первом месте в России по объему сельскохозяйственного производства, на втором месте — по объему ввода жилья, на третьем — по объемам инвестиций и строительных работ, на четвертом — по объему платных услуг населению, на пятом — по объему розничных продаж.

Результатом эффективного развития экономики стал дальнейший рост жизненного уровня населения. Среднедушевые денежные доходы превысили величину прожиточного минимума в 3,3 раза. Средняя заработная плата жителей края достигла 24 тысяч рублей — это самый высокий показатель в ЮФО. Показатели регистрируемой безработицы сохранились на уровне 2012 года — 0,7% от численности экономически активного населения.

По объему собственных доходов край по-прежнему занимает шестое место среди регионов страны. Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета края за 2013 год выросли на 6,4% и составили около 186 миллиардов рублей. С учетом федеральных средств объем доходов консолидированного бюджета края составил почти 219 миллиардов рублей. Это четвертый результат в России. В течение всего прошлого года край сохранял высокую инвестиционную активность и сохранил первое место в рейтинге Министерства регионального развития РФ по инвестиционной привлекательности российских регионов. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2013 года составил 907 миллиардов рублей с приростом на 8%. Инвестиции в основной капитал к доле ВРП региона достигли 61,2% при плановом значении 45%.

рис.2 поэтапная.jpg

Указ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»

Указ предусматривает увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% — к 2018 году. В 2014 году в регионе прогнозируется сокращение объема капвложений в связи с завершением программы строительства олимпийских объектов и модернизации инфраструктуры Сочи. Однако уже в 2015 году объем инвестиций должен составить не менее 30% объема ВРП региона, а в 2018-м — не менее 33%. Ведь кроме олимпийского мегапроекта на территории края были успешно реализованы и реализуются крупные инвестиционные проекты в неф­тепереработке, цементном производстве, металлургии, активно развиваются портовая инфраструктура и промышленность, сельское хозяйство и курортная сфера.

Безусловное выполнение указов Президента России остается первой из пяти главных задач при исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края на 2014 год. Кроме того, мы будем выполнять задачи по повышению качества формирования и исполнения бюджетов, обеспечению сбалансированности бюджетов всех уровней, прозрачности бюджетного процесса, повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

Поделиться