Версия для печати 3212 Материалы по теме
Замгубернатора Ростовской области - министр финансов Лидия Федотова о результатах работы
Единая система управления финансами Ростовской области

Эффективную реализацию бюджетных реформ трудно представить без постоянного повышения степени автоматизации деятельности финансовых органов. Как следствие, сегодня регионы все чаще переходят от децентрализованного управления к централизации деловых процессов. Для того чтобы повысить качество и эффективность управления бюджетным процессом на основе современных информационных технологий, в Ростовской области реализуется пошаговый механизм создания и внедрения единой автоматизированной системы управления общественными финансами. О результатах проделанной работы рассказывает заместитель губернатора Ростовской области — министр финансов Лилия Вадимовна ФЕДОТОВА.

Одной из последних законодательных новаций региона стало принятие постановления Правительства Ростовской области от 23 сентября 2013 года № 583 «Об утверждении государственной программы Ростовской области „Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами“». Важное место в данной программе занимает подпрограмма «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами „Электронный бюджет“».

Оценивая в целом итоги проведенной работы, можно сказать, что Ростовская область добилась значительных результатов в части реализации бюджетных реформ: исполнение областного и местных бюджетов реализуется по предусмотренным Бюджетным кодексом единым правилам, используется единый программный продукт для обеспечения бюджетного процесса. Кроме того, исполнение областного бюджета осуществляется с применением электронного документооборота.

Ограничения прежней системы

Необходимо отметить, что в период с 2000 года до недавнего времени автоматизация деятельности финансовых органов Ростовской области обеспечивалась за счет автоматизированной информационной системы бюджетного процесса (АИСБП), обеспечивающей автоматизацию планирования и исполнения бюджета субъекта и местных бюджетов муниципальных образований Ростовской области. Однако архитектура системы не позволяла реализовать ряд ключевых преимуществ использования современных информационных технологий, среди которых — возможность работы территориально удаленных участников бюджетного процесса с единой базой данных с использованием средств телекоммуникационной связи.

В свою очередь, отсутствие единого хранилища информации не позволяло оперативно получать необходимую для принятия управленческих решений информацию, усложняло интеграцию с федеральными информационными системами, а также требовало от участников бюджетного процесса предоставления большого количества отчетных форм. Взаимодействие участников процесса исполнения бюджета происходило через систему электронного документооборота с применением прикрепленных электронных таблиц (отчетов), содержащих единую смысловую нагрузку, но не имеющих ссылок, с помощью которых можно было бы изменять данные одновременно во всех связанных между собой показателях, и не позволяющих контролировать зависящие друг от друга показатели.

Указанные проблемы затрудняли возможность оперативного просмотра необходимых данных и проведения объективного анализа бюджета в целом. Это привело к необходимости автоматизации всего процесса управления общественными финансами Ростовской области в комплексе с подключением к единой системе исполнения бюджета участников бюджетного процесса, включая главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) и государственных (бюджетных, автономных, казенных) учреждений области. По результатам проведенного конкурса исполнителем работ стала компания «Бюджетные и Финансовые Технологии».

Возможности новой системы

В конце 2013 года министерство финансов Ростовской области приступило к реализации проекта по созданию и внедрению единой автоматизированной системы управления общественными финансами «АЦК-Финансы», включающей в себя автоматизацию процессов исполнения областного бюджета, осуществления бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по исполнению областного бюджета. На первых этапах было организовано обследование нормативных правовых и организационно-распорядительных документов области. Необходимость проведения подобного обследования была вызвана объективными причинами: требовалось определить принципы и подходы к созданию системы и адаптировать ее под законодательные основы бюджетного процесса региона. В рамках проведенного анализа были установлены организационная структура и регламенты информационного взаимодействия участников бюджетного процесса, что в дальнейшем позволило грамотно сформировать технологические аспекты и рекомендации по запуску единой автоматизированной системы управления общественными финансами «АЦК-Финансы».

Сегодня в Ростовской области обеспечена автоматизация всех участков и всех участников бюджетного процесса. В общий технологический процесс объединены министерство финансов Ростовской области, 613 государственных учреждений области (в том числе 32 автономных, 404 бюджетных и 177 казенных учреждений), главные распорядители бюджетных средств, администраторы доходов бюджета и администраторы источников финансирования дефицита бюджета. Организация взаимодействия представлена на рисунке 1.

Решение позволяет осуществлять управление процессом исполнения бюджета Ростовской области в части доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также структурировать и систематизировать данные, используемые при исполнении бюджета (рисунок 2). Так, например, в части исполнения бюджета по доходам формируются и ведутся плановые показатели по доходам на текущий финансовый год и плановый период. Система также предусматривает возможность внесения изменений в плановые показатели по доходам. Учет плановых и фактических показателей по доходам осуществляется в разрезе кодов бюджетной классификации по доходам, получателей средств бюджета и в дополнительном классификаторе.

В рамках контроля за целевым использованием бюджетных средств в единой автоматизированной системе предусмотрены различные варианты бюджетной отчетности. В этой связи важным критерием становится возможность получения оперативной и достоверной информации, формирование форм отчетности в соответствии с федеральным и региональным законодательством. Так, например, на основе имеющихся в системе данных и показателей формируется оперативная и аналитическая отчетность.

Со всеми участниками процесса исполнения бюджета вне зависимости от их территориальной удаленности организован юридически значимый электронный документооборот с применением электронной подписи, реализованный в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В случае изменения реквизитного состава подписываемых данных документа при обновлении системы отсутствует необходимость повторного подписания электронных документов. Кроме того, с 1 января 2014 года министерство финансов приступило к санкционированию операций со средствами областного бюджета и проверке документов, которые подтверждают возникновение денежных обязательств.

С момента запуска единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области в промышленную эксплуатацию можно констатировать, что время, затрачиваемое на получение оперативной информации по исполнению областного бюджета, значительно сократилось. Благодаря организованному юридически значимому электронному документообороту существенно увеличилась скорость взаимодействия между участниками бюджетного процесса. Введение единых стандартов ввода, обработки и анализа финансовой информации, а также единых подходов к технологическому процессу исполнения бюджета позволило повысить качество и оперативность взаимодействия участников бюджетного процесса Ростовской области.

Оценивая итоги создания и внедрения единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области, необходимо отметить, что проект стал важным шагом в достижении положительных промежуточных результатов в рамках реализации принятой государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами».

Поделиться