Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий затронуло все сферы нашей жизни. Не стала исключением и такая важнейшая область, как здравоохранение, причем в ней ИТ представлены большим набором относительно самостоятельных направлений. Их влияние на развитие здравоохранения многообразно и может выражаться в сокращении расходов учреждений и временных затрат персонала, повышении эффективности работы и ее лучшем планировании, в улучшении качества медицинской помощи (в том числе за счет активизации информационного обмена между различными структурами), наконец, в создании удобных сервисов для самих пациентов.
Проникновение ИТ-технологий в здравоохранение выражается в первую очередь в автоматизации целого ряда процессов, связанных с организацией оказания медицинской помощи. Речь может идти об автоматизации работы диспетчерских служб скорой помощи, регистратур поликлиник (электронные очереди, запись на прием к врачу через интернет), приемных отделений больниц. Весьма актуальны задачи по автоматизации и переводу в электронный вид документооборота лечебно-профилактических учреждений — как внутреннего (бухгалтерского, кадрового, складского), так и внешнего, связанного с обменом информацией между лечебно-профилактическими учреждениями и фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями, аптеками, другими ЛПУ. Все это в том числе позволяет разгрузить поликлиники и больницы от части ресурсоемкой работы по подготовке отчетной документации.
Кроме того, различные ИТ-решения могут непосредственно вторгаться в сферу взаимоотношений пациента и врача. Речь об электронных медицинских картах, ведении историй болезней пациентов в электронном виде и, наконец, таком отдельном крупном направлении, как телемедицина.
Практически все из вышеперечисленных направлений в России так или иначе развиваются. Есть и специализированные ИТ-компании, активно предлагающие свои услуги органам управления здравоохранением и отдельным ЛПУ. Однако в целом в ИТ‑сфере отставание нашей системы здравоохранения от ведущих зарубежных образцов все еще велико. Проблема, в частности, в том, что об информатизации здравоохранения как о системной задаче на политическом уровне заговорили относительно недавно. Уровень информатизации неоднороден как по регионам, так и по конкретным ЛПУ. Многие ИТ-решения до сих пор существуют как локальные проекты в отдельных ЛПУ или на отдельных территориях — например, это касается использования электронных медицинских карт или внедрения телемедицинских технологий.
Отправной точкой современного этапа информатизации можно считать апрель 2011 года, когда была утверждена концепция создания Единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ). В первые два года на информатизацию было потрачено более 30 миллиардов рублей: 20,2 миллиарда было выделено из ФФОМС, 9,2 миллиарда — из бюджетов субъектов РФ на региональные сегменты ЕГИСЗ, еще почти 5 миллиардов Минздрав направил на создание и внедрение федеральных компонентов ЕГИСЗ.
Ожидалось, что оснащение медучреждений компьютерами и современной интернет-связью, а также их объединение в единую информационную систему уже к 2013 году создадут основу для развития многочисленных электронных сервисов. Однако единственное, что удалось реализовать в полной мере и что заметно извне, то есть потребителю услуг, — это система удаленной записи к врачу. Записаться на прием можно несколькими способами: через федеральный или региональный портал госуслуг, а также на сайте поликлиники. Услуга действительно востребована населением — если верить Минздраву, в 2013 году ей воспользовались более 5 миллионов человек. В конце апреля Минздрав объявил о скором появлении нового сервиса — личного кабинета пациента, также интегрированного с порталом госуслуг. Предполагается, что в нем гражданин может увидеть основные данные своей медицинской карты, опять-таки, записаться на прием к врачу, узнать о готовности результатов анализов, заказать справки, заключения, выписки из медицинской карты, а также воспользоваться некоторыми другими полезными возможностями.
Между тем важный рубеж, который пока так и не смогла взять программа информатизации, — введение электронных амбулаторно-поликлинических и стационарных карт пациентов. Такие карты позволили бы упростить взаимодействие различных специалистов, ЛПУ, разных звеньев системы здравоохранения, связанное с ведением конкретного больного. Это способствовало бы и повышению эффективности работы системы здравоохранения в целом — например, была бы создана статистическая основа для оценки заболеваемости, планирования объемов медпомощи.
По идее электронная карта должна храниться в федеральной базе данных, и при необходимости к ней должен быть обеспечен доступ любого ЛПУ и любого врача. Одна из пока нерешенных проблем здесь связана с обеспечением врачебной тайны и соблюдением требований законодательства о защите персональных данных. Много времени ушло даже на то, чтобы определиться с единым форматом электронной медицинской карты (ЭМК). Только в ноябре 2013 года Минздрав утвердил требования к структуре ЭМК, состав ее полей и способы ввода данных. В 2013 году электронная медкарта так и не появилась и, судя по всему, не появится в этом году. Стоит отметить, что ЭМК в том или ином виде ведутся в большинстве субъектов РФ: по данным Минздрава, их используют в
В любом случае процесс перехода на ЭМК не будет быстрым: чтобы такие карты появились у всех граждан, они как минимум должны обратиться за медицинской помощью. Учитывая, что ежегодно поликлиники посещает не более четверти прикрепленного населения, этот процесс растянется на
Вероятно, еще до введения ЭМК граждане смогут воспользоваться такими новыми сервисами, как электронные больничные листы (по статистике до трети посетителей поликлиник приходят именно для оформления больничных листов), электронные рецепты (обсуждается даже возможность автоматического выписывания рецептов для хронических больных), электронные медицинские справки для водителей, и некоторыми другими. Должен получить логическое развитие и сервис электронной записи к врачу. Сегодня он затрагивает только врачей первичного звена — терапевтов и педиатров, но вскоре можно будет записываться и к специалистам.
За рамками процесса информатизации пока остаются вопросы развития такой перспективной отрасли, как телемедицина. В это понятие входят, в частности, дистанционные телемедицинские консультации между врачами, сопровождаемые передачей медицинской информации по каналам связи; трансляции хирургических операций; использование мобильных телемедицинских комплексов; дистанционное оказание медицинской помощи пациентам, проходящим курс лечения в домашних условиях («домашняя телемедицина»).
По словам представителей Минздрава, из года в год в распоряжении системы здравоохранения оказывается все больше телемедицинского оборудования, пригодного для организации видео-конференц-связи и удаленной диагностики. Однако проблема не только в техническом оснащении, но и в реализации имеющихся возможностей. Активное применение телемедицинских систем может обеспечить оказание квалифицированной помощи населению на расстоянии (что особенно актуально для России с ее пространствами) и в ряде случаев будет способствовать сокращению расходов на здравоохранение. Пока — если говорить о России в целом — телемедицинские технологии используются фрагментарно.
Развитие ИТ-технологий в здравоохранении сталкивается со многими препятствиями. Разумеется, далеко не последнюю роль играют вопросы финансирования — особенно на региональном уровне. Практика реализации региональных программ модернизации здравоохранения показала, что многие субъекты РФ не готовы финансировать соответствующие мероприятия. Между тем сегодня им предложено за свой счет обеспечивать поддержку и обслуживание не только новой, но и уже созданной ИТ‑инфраструктуры, в частности региональных сегментов ЕГИСЗ. Это серьезный вызов для всей стратегии информатизации отрасли.
М. А. ЦУЦИЕВ