Работа над долгосрочной Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года практически завершена. Документ проходит последние согласования и, по всей видимости, в ближайшее время будет утвержден официально. Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Иванович КОТОВ рассказал о том, какую роль Стратегия будет играть в жизни города.
Анатолий Иванович, расскажите об основных приоритетах новой Стратегии Санкт-Петербурга.
— При разработке любого стратегического документа вопрос выбора методики и базовых принципов его формирования является одним из ключевых. Он в том числе влияет на выбор приоритетов развития на долгосрочную перспективу. Поэтому работу над Стратегией развития Санкт-Петербурга мы начали как с анализа собственного, не всегда положительного опыта разработки подобных документов, так и с изучения российских и зарубежных примеров.
Кроме того, мы не рассматривали Стратегию как какой-то отдельный самостоятельный документ, не увязанный с другими документами государственного планирования. Для нас начало разработки Стратегии означало старт масштабной работы по формированию и внедрению новой, более эффективной системы государственного планирования городского развития. И Стратегия в данном случае является одним из элементов этой системы, одним из ее документов. Поэтому методическому обеспечению ее реализации мы уделили особое внимание.
При разработке Стратегии была использована методика иностранного члена РАН, профессора, руководителя Центра стратегического управления МГУ, президента Международной академии формирующихся рынков В. Л. Квинта. Огромную методическую и консультационную помощь в процессе разработки Стратегии нам оказали академики — члены Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга.
В основе сформулированных в Стратегии приоритетов развития Санкт-Петербурга лежат национальные приоритеты Российской Федерации. Для нас было важно определить уникальную роль Санкт-Петербурга в достижении стратегических приоритетов страны исходя из имеющегося у города потенциала, его конкурентных преимуществ и реальных ресурсных возможностей. Всего Стратегия определяет 29 приоритетов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, сгруппированных по четырем стратегическим направлениям. Это обеспечение устойчивого экономического роста, развитие человеческого капитала, повышение качества городской среды и обеспечение эффективности управления и развития гражданского общества. К примеру, среди приоритетов, направленных на повышение качества городской среды, можно выделить обеспечение экологического благополучия в городе, развитие Санкт-Петербургской агломерации, улучшение благоустройства городских территорий. К приоритетам в развитии человеческого капитала мы отнесли, в частности, развитие образования, в том числе профессионального, системы здравоохранения, системы социальной поддержки населения, обеспечение граждан доступным жильем (табл.).
Кому-то может показаться, что выбор такого количества приоритетов лишь распылит городские ресурсы. Есть немало примеров, когда регионы выбирали для себя
— Поскольку Стратегия рассчитана до 2030 года, напрашивается вопрос: каким вы видите город через полтора десятилетия?
— Для меня Санкт-Петербург в 2030 году — это самый комфортный в стране мегаполис для проживания. Глобальный, разумный и гуманный город. Санкт-Петербург-2030 — центр высокотехнологичной и наукоемкой промышленности, центр классической культуры и искусства мирового масштаба, один из главных туристических центров. По основным характеристикам качества жизни к 2030 году наш город должен достичь позиций европейских городов, выполняющих схожие с ним функции, таких как Милан, Гамбург, Барселона.
— В чем основные отличия новой Стратегии от ранее действовавшего стратегического документа?
— Действительно, до этого в Санкт-Петербурге было предпринято несколько попыток разработать документ, который бы определял развитие города на долгосрочную перспективу. Один из последних — Стратегический план Санкт-Петербурга 1997 года. Главными недостатками этого документа были отсутствие механизма реализации и связи между декларируемыми целями и ресурсными возможностями для их достижения.
Но на ошибках учатся. И в основе разработанной сегодня Стратегии лежит глубокий и всесторонний анализ ресурсных возможностей города с учетом прогнозных данных до 2030 года. Стратегия имеет понятный и прозрачный механизм реализации. Он обеспечивает участие в достижении заложенных в документе показателей как органов государственной власти Санкт-Петербурга (через сформированную систему документов стратегического планирования), так и остальных групп стейкхолдеров — научных организаций, инвесторов, девелоперов, корпораций, монополистов, жителей города и так далее (посредством подписания документа общественного согласия на участие в реализации Стратегии). Таким документом станет соответствующее соглашение о сотрудничестве, которое мы планируем подписать в этом году в рамках Петербургского международного экономического форума. Таким образом, еще одним отличием Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года являются открытость и привлечение к ее разработке и реализации широкого круга общественности.
На мой взгляд, достижение общественного согласия в сочетании с эффективным административным механизмом реализации Стратегии является решающей предпосылкой для успешного движения вперед.
— Вошли ли в итоговый документ какие-либо предложения от городской общественности?
— Не будет преувеличением сказать, что общественность и представители бизнеса являлись непосредственными участниками разработки Стратегии. По мнению многих международных экспертов, в Санкт-Петербурге было организовано одно из самых масштабных в мире обсуждений Стратегии.
Общественное обсуждение началось сразу после размещения первого проекта Стратегии на специально созданном интернет-ресурсе. Практически в режиме нон-стоп проходил сбор и анализ предложений горожан к представленному документу. Всего мы получили около 800 предложений по 17 направлениям. Почти 500 из них содержали реальные предложения по развитию города, около 60 процентов были учтены при разработке документа. Наибольшее количество идей мы почерпнули из отзывов, посвященных вопросам развития транспортной системы, физической культуры и спорта, а также проблемам обеспечения жителей Санкт-Петербурга качественным жильем и услугами ЖКХ. Много интересных предложений содержали разделы, связанные с развитием туризма и здравоохранения.
Параллельно было организовано активное обсуждение в профессиональных и общественных организациях. Доработанная версия документа была рассмотрена на заседании Экономического совета при губернаторе Санкт-Петербурга — главной площадки для решения ключевых вопросов развития экономики города. Такое масштабное обсуждение позволило сформировать широкую коалицию в поддержку разработанного документа, а это самое главное условие его успеха. Многочисленные встречи по вопросам Стратегии убедительно подтвердили заинтересованность петербуржцев в переменах и развитии.
— Вы отметили, что основной проблемой стратегии 1997 года было отсутствие механизмов ее реализации. Новая Стратегия лишена этого недостатка?
— Как я уже говорил, разработке механизма реализации Стратегии было уделено особое внимание. Основными элементами формируемой системы государственного планирования Санкт-Петербурга наряду со Стратегией являются экономическая политика, Программа социально-экономического развития и государственные программы Санкт-Петербурга.
При этом именно экономическая политика определяет необходимые действия исполнительных органов государственной власти по реализации стратегических приоритетов и целей, достижению соответствующих целевых показателей социально-экономического развития. Экономическая политика Санкт-Петербурга включает в себя меры бюджетной, налоговой, градостроительной, инвестиционной, научно-технической и инновационной политики, политики в сфере тарифов и ценообразования, в сфере занятости населения и так далее.
В рамках реализации экономической политики на ближайшие шесть лет разрабатывается пакет государственных программ Санкт-Петербурга. Всего их будет 17 в соответствии с 17 стратегическими целями Санкт-Петербурга, описанными в Стратегии. Их принятие запланировано на этот год. По каждой государственной программе определен ответственный исполнитель из числа исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В текущем году программная часть бюджета Санкт-Петербурга, которая состоит из долгосрочных целевых программ, составляет только
— Как органы исполнительной власти Санкт-Петербурга будут использовать положения Стратегии в своей повседневной практике, при непосредственном принятии тех или иных управленческих решений?
— Здесь важно подчеркнуть два момента. Первое: государственные программы, которые являются одним из основных механизмов реализации главного стратегического документа города, перед принятием пройдут соответствующую экспертизу, в том числе на предмет их соответствия положениям Стратегии. Второе: механизм реализации Стратегии предполагает осуществление мониторинга ее реализации. Функционирование эффективной системы мониторинга, который даст нам возможность объективно оценивать степень реализации утвержденных приоритетов, и четкий порядок взаимодействия участников реализации Стратегии должны в определенной степени гарантировать достижение поставленных целей.
Кроме того, знание основных положений Стратегии будет обязательно проверяться при аттестации сотрудников исполнительных органов государственной власти города. Такое решение в декабре прошлого года было принято губернатором Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко.
— Сообщалось, что в рамках Стратегии предложен некий новый подход к зонированию города. Что будут представлять собой территориальные экономические зоны(ТЭЗ) и как их предполагается развивать?
— Очевидный дисбаланс территориального развития нашего города диктует сегодня объективную необходимость формирования на его территории новых центров расселения, максимально обеспеченных всей необходимой инфраструктурой для жизни, работы и отдыха. Главная особенность территориально-экономических зон состоит в том, что они связаны с ареалом жизнедеятельности человека, это позволяет более эффективно решать задачу повышения качества жизни населения. К примеру, обеспечение транспортной доступности не может быть достигнуто в рамках одного района, потому что чаще всего человек живет в одном районе, работает в другом, а отдыхать едет в третий.
Наша задача состоит в том, чтобы создать комфортные условия для жизни, работы и отдыха в рамках одной городской территории. А для этого важно определить сильные и слабые стороны всех территориально-экономических зон города, понять, какие отрасли и виды деятельности могут развиваться в каждой из них наиболее динамично, решение каких проблем может сегодня обеспечить этим территориям более сбалансированное развитие. На следующем этапе городу важно сформировать планы по развитию этих территорий и показать деловому сообществу конкретные перспективные точки развития их бизнеса, направления реализации их инвестиционных проектов. В этом и состоит суть нового подхода к зонированию города.
Всего выделено шесть ТЭЗ: Центральная, Московско-Невская, Юго-Западная, Северная, Ладожская и Южная. Часть территорий города не включена в состав ТЭЗ в связи с необходимостью учитывать требования по неизменности культурных и естественных ландшафтов (Петродворцовый и Курортный районы), отсутствием достаточной площади территорий внутри естественных границ для развития экономической деятельности, отсутствием сухопутных границ с другими территориями города (Кронштадтский район). Такие территории были отнесены к числу экономических зон с особыми условиями (рис.).
— Среди ключевых проблем любого мегаполиса — развитие транспортной системы. Что предполагается предпринять по этому направлению?
— Сегодня транспортно-транзитная функция города вступила в явное противоречие с потребностью петербуржцев в качественном улучшении городской среды. При этом речь, разумеется, идет не о прекращении этой функции, а исключительно о необходимости ее оптимизации для минимизации степени негативного воздействия грузовых транспортных средств на окружающую среду и инфраструктуру города. В свою очередь оптимизация этой функции обеспечит нам как снижение транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть, так и улучшение экологической обстановки, позволит использовать освободившиеся территории для создания рекреационных зон и территорий общего пользования.
В качестве важнейшего приоритета в решении транспортных проблем города Стратегия определяет развитие общественного транспорта, создание пешеходных зон, снижение негативного воздействия интенсивной автомобилизации на человека и окружающую среду, формирование городского парковочного пространства, увеличение плотности улично-дорожной сети и количества мостовых переходов через водные объекты.
В период реализации Стратегии в городе будут осуществлены мероприятия по развитию метрополитена. Речь прежде всего идет о строительстве станций Невско-Василеостровской, Лахтинско-Правобережной и Красносельско-Калининской линий. В современную городскую магистраль будут превращены набережные Обводного канала, которые обеспечат эффективный отвод транспорта от исторического центра. В обеспечение внутригородских пассажирских перевозок будет активно вовлекаться как железнодорожный транспорт, так и новые виды транспорта.
Мы ожидаем, что запланированные меры позволят практически на 20 процентов увеличить востребованность населением общественного транспорта. Доля населения, проживающего в зоне пешей доступности станций метро, должна составить не менее 55 процентов.
— Каково ваше стратегическое видение развития реального сектора экономики? Какое будущее ждет приоритетные отрасли промышленности Санкт-Петербурга?
— Основные усилия властей будут направлены на поддержку развития промышленности на инновационной основе. К 2030 году доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции Санкт-Петербурга должна составлять не менее 35 процентов.
Среди важнейших инструментов развития промышленности — особая экономическая зона, производственные территории, индустриальные парки, налоговые льготы и субсидии. Их использование должно в приоритетном порядке обеспечить развитие предприятий обрабатывающих производств в таких сферах, как судостроение, энергомашиностроение, автомобилестроение, производство аппаратуры для телевидения, радио и связи, электронного, оптического и медицинского оборудования, вычислительной техники, фармацевтической продукции и продукции нано-, био- и ИТ-технологий. Конечно, развитие этих секторов будет в значительной степени определяться тем, насколько действенными окажутся меры по подготовке и привлечению на предприятия квалифицированных специалистов (прежде всего инженерного профиля). В целом принятие мер по развитию промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса обеспечит повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и ее продвижение на рынки сбыта, что, в свою очередь, уверен, будет способствовать росту производства и развитию экономики.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ