№ 6 Июнь 2014 — 26 мая 2014

Исполнению бюджета — эффективные системы внутреннего контроля

Версия для печати 2065 Материалы по теме
Приглашенные эксперты высказали свое мнение
Исполнению бюджета — эффективные системы внутреннего контроля

Олег Борисович ЕРЁМИН, заместитель директора Департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России

Игорь Евгеньевич СУКОВ, директор ООО «Компания «ТЕКОС», кандидат технических наук

Валерий Яковлевич ВИЛИСОВ, профессор Финансово-технологической академии, доктор экономических наук

Федеральными законами от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ, от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, а также приказами Минфина от 25 декабря 2008 года № 146н и от 17 марта 2014 года № 193 системам государственного финансового контроля и контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни отводится существенная роль в бюджетном процессе. Важное значение при этом приобретают вопросы создания эффективных информационных систем и соответствующего методического обеспечения.

Внутренний контроль —проблемы и задачи

Нестабильность внешнеэкономической среды, высокая волатильность рынков, необходимость существенной модернизации отечественной экономики и ряд других особенностей современных условий требуют обеспечения прозрачности (подконтрольности) бюджетного процесса в России и подотчетности обществу субъектов государственной власти. Распорядители бюджетных средств, такие как министерства и ведомства, обычно имеют двухуровневую организационную структуру (верхний уровень представлен вышестоящей организацией, а нижний — совокупностью подведомственных организаций). В настоящее время распорядители бюджетных средств, как правило, имеют в своем составе информационно-аналитические системы (ИАС), обеспечивающие базовый уровень информатизации, который может служить фундаментом для решения задач контроля и анализа. Законодательная база для решения этих задач уже имеется, и важная роль в них отводится системам внутреннего контроля (СВК) совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Анализ зарубежного опыта показывает, что средства внутреннего контроля и аудита широко используются как в малых фирмах, так и в крупных государственных организациях. Принципы их построения сформулированы в Лимской декларации руководящих принципов контроля (1977 год), и на сегодня имеется ряд общепризнанных стандартов (COSO, COBIT, SAC, SAS 78 и др.), которые воплощены в многочисленных программных продуктах, автономных и встроенных в системы корпоративного учета и управления, обеспечивающих потребителям широкий спектр функциональности. Базовым из стандартов является COSO, отражающий принципы контроля на основе учета и оценки рисков.

Теперь что касается отечественного опыта. В настоящее время крупные корпорации (РЖД, Ростелеком, Российские сети и ряд других) внедряют в своих структурах СВК для обеспечения дополнительных конкурентных преимуществ, однако делает это каждый по-своему и на основе собственных средств программного и методического обеспечения. И зарубежный, и отечественный опыт построения систем внутреннего контроля показывает, что для обеспечения их эффективной работы необходимо решить несколько групп задач:

  • создание унифицированных методических инструментов поддержки процессов оценки состояния СВК в подведомственных организациях, гибко адаптируемых к их специфике и состоянию экономической среды;
  • разработка программных решений, способных обеспечить функции контроля как на уровне подведомственных организаций, так и в вышестоящей организации;
  • создание системы обучения персонала как подведомственных, так и вышестоящей организации эффективной работе с методическим и программным инструментарием.

Принципы построения СВК

С учетом сложившегося на сегодня состояния контрольной среды, имеющегося информационно-технологического инструментария контрольная деятельность должна строиться на основе оценки и мониторинга рисков, препятствующих эффективному и результативному выполнению заданий. В числе основных принципов построения СВК, исходя из отечественного и зарубежного опыта, должны доминировать следующие:

1. Адаптивная структура и состав функций СВК, позволяющие приспосабливаться к изменениям внешней среды и внутренних ограничений.

2. Работа СВК должна быть направлена на выявление источников нарушений.

3. При создании и развитии СВК должен соблюдаться разумный баланс между издержками на ее создание и эффектом от использования (принцип безубыточности СВК).

4. Процедуры контроля должны быть максимально автоматизированными.

5. Основной объем контрольных процедур в СВК должен смещаться от последующих проверок к текущим, а затем и к предварительным. Это даст возможность перейти от управления по отклонениям (показателей) к управлению по рискам или возмущениям.

Важной задачей построения эффективных СВК является формирование ключевых показателей контроля (КПК), которые бы адекватно отражали текущее состояние эффективности и результативности исполнения бюджета. С учетом международного опыта (в частности, стандарта COSO) и отечественных традиций контроля КПК следует строить на основе интеграции ключевых показателей эффективности (КПЭ) и ключевых показателей риска (КПР). 

К. В. КОРОЛЁВ, ИТ-эксперт: «Подобные подходы должны использоваться в качестве методических основ при разработке информационно-аналитических систем в России. При этом такие системы должны создаваться российскими разработчиками, что минимизирует зависимость органов государственной власти от западных поставщиков»

Один из вариантов построения СВК на основе применения КПК реализован компанией «ТЕКОС» для ряда министерств и ведомств, в частности в составе разработанной ею ИАС в Минобрнауки России. Основная концепция подхода заключается в том, что мониторинг состояния внутреннего контроля в подведомственных организациях осуществляется по двум направлениям:

1) по КПР — оценка безрисковости совершаемых фактов хозяйственной жизни в подведомственных организациях;

2) по КПЭ — оценка эффективности организации внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни в подведомственных организациях.

Процедура мониторинга выполняется в соответствии с методическими рекомендациями по подготовке информации в подведомственных организациях и методикой оценки, позволяющей по тестам, заполненным всеми контролируемыми организациями, вычислить набор КПЭ и КПР, а затем и укрупненные (интегральные) показатели/индикаторы как по каждой из этих групп, так и по КПК в целом. В состав КПК включено более 30 показателей группы КПЭ, объединенных в четыре теста, отражающих зрелость, экономическую эффективность, результативность и подготовленность персонала СВК подведомственных организаций. Также в состав КПК входит около 70 показателей группы КПР, объединенных в девять тестов, семь из которых отражают риски совершаемых фактов хозяйственной жизни, один — квалификационные риски и один — организационные риски.

Различная степень интеграции показателей в ИАС (по тематическим тестам и по их группам, по видам — КПЭ/КПР и по подведомственной организации в целом) позволяет с большой точностью локализовать источники низкой эффективности или повышенного риска исполнения бюджета. Мониторинг, выполняемый СВК на основе баз данных и инструментов ИАС, дает возможность выявлять актуальное множество релевантных показателей, состав которых адаптивно может изменяться в зависимости от множества внешних и внутренних факторов организаций.

Следует отметить такую важную особенность использования получаемой контрольной информации, как ее адресность — те данные о показателях, которые необходимы для устранения отклонений на уровне подведомственной организации, могут и не передаваться в вышестоящее ведомство, если обстоятельства позволяют урегулировать случившиеся или ожидаемые отклонения на нижнем уровне. Принцип максимальной автономизации управления в такой иерархической системе позволяет не перегружать верхний уровень излишней информацией, хотя и предоставляет широкие возможности для мониторинга всех контрольных процессов в подведомственных организациях. Современные экономико-математические методы и информационные технологии позволяют сделать сбор информации на уровне подведомственных организаций весьма достоверным, актуальным и локализованным (адресным), что дает основание считать рассмотренные принципы, подходы и опыт мониторинга исполнения бюджета важными и перспективными.

Поделиться