Руководитель Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве Рачик Петросян ответил на вопросы «Комсомольской правды» по теме госзакупок. Интернет-портал
Жалобы и чиновники
По госзаказу мы получаем за год более семи тысяч жалоб во всех сферах городского хозяйства. Количество нарушений пропорционально количеству проводимых конкурсов. На конкурсах и аукционах не всегда жуликами оказываются чиновники, которых все любят пинать. Хотя проблем с недобросовестными чиновниками хватает. Они выбрасывают из аукциона компании, предлагающие товары и услуги по более низким, выгодным для городского бюджета ценам. А потом протаскивают свою фирму. Но случается и так, что чиновники вообще ни при чем.
Как работает сговор
Несколько работающих на рынке компаний рассуждают: мол, зачем нам торговаться, конкурировать, сбивать цену. И договариваются между собой: «Отдаем наши электронные цифровые подписи одному человеку, он там для вида поторгуется, на полпроцентика цену скинет, а оставшуюся маржу раскидаем по своим карманам». Вот это и есть сговор, то есть договоренность конкурентов о противозаконном отказе от конкуренции. Понятно, что это им на руку: стоимость лота фактически не уменьшается, заключение контракта происходит по цене с наименьшим снижением, что ведет к искусственному росту цен. В конечном итоге проигрывает потребитель.
Бизнес
На стороне коммерсантов тоже полно жуликов. Компании массово сговариваются. За последние несколько месяцев мы возбудили почти 60 таких дел, примерно в 5 — 6 раз больше, чем за весь прошлый год.
Мошенники попадаются чаще
Мы теперь вычисляем нарушителей по IP-адресам и их компьютерам. Ведь часто фальшивый торг идет из одного адреса с помощью нескольких флешек с разными цифровыми подписями. Кроме этого, мы используем дополнительные технические способы, которые позволяют потом доказать сговор и защитить нашу позицию в суде. Эту работу мы выполняем не одни, а в сотрудничестве с электронными площадками в сфере госзаказа, с правительством Москвы, с ФСБ и МВД.
Наказание
По закону штраф за картельное соглашение составляет от 10 до 50% от начальной стоимости торгов на каждого, кто участвовал в сговоре. Всего с декабря прошлого года мы выявили нарушений по сговору на сумму более миллиарда рублей. С начала года наложено штрафов на 140 миллионов рублей. Но некоторые сговорщики сами сдаются. По закону участник сговора, который первым сообщит о картеле и придет с повинной, освобождается от ответственности.
Как лучше сдаться?
Помимо заявления в антимонопольную службу о заключении антиконкурентного соглашения, участник сговора должен представить сведения и документы, касающиеся заключения преступного соглашения. При этом он должен отказаться от дальнейшего участия в сговоре. Кроме того, представленные сведения и документы должны являться достаточными для установления административного правонарушения.
У нас есть такие случаи. Люди понимают, что сопротивляться бесполезно, и лучше сдаться, чтобы потом не платить огромный штраф. Например, торги на 100 миллионов рублей, значит, штраф с каждого сговорщика будет до 50 миллионов рублей. Это очень много! На своем сговоре они бы столько не заработали. А теперь с них возьмут солидный штраф.
Возможность посадки
Новую технологию борьбы со сговорами мы запустили во второй половине 2013 года, поэтому еще рано ждать посадок. Но наверняка они будут. Этим сейчас занимаются наши коллеги из правоохранительных органов.