25 апреля 2024 года
Версия для печати 5306 Материалы по теме
Александр Грузнов
О структуре доходов бюджета, внедрении БОР, реализации реформы местного самоуправления и методах увеличения налогового потенциала территорий мы беседуем с заместителем председателя правительства Ивановской области, начальником Департамента финансов Александром ГРУЗНОВЫМ.

– Александр Павлович, какова структура доходов бюджета Ивановской области?

– В структуре доходов областного бюджета налоговые и неналоговые доходы за девять месяцев 2007 г. составили 40%, межбюджетные трансферты – 52,3%, а доля доходов от платных услуг, оказываемых областными государственными учреждениями за этот год, равна 7,7%.

В структуре налоговых доходов областного бюджета как в 2004–2006 гг., так и в текущем году наибольший удельный вес (94%) имеют доходы от налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налогов на имущество и акцизов.

Кроме обрабатывающих производств, наибольшая доля налоговых платежей приходится также на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

– На какой стадии в регионе находится внедрение бюджетирования, ориентированного на результат?

– В рамках основных направлений бюджетной и налоговой политики области в целях повышения эффективности бюджетных расходов одной из основных задач является увеличение результативности и эффективности бюджетных расходов. В рамках основных положений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации и перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами правительством Ивановской области намечен план мероприятий, предусматривающий введение в практику бюджетного планирования представления субъектами бюджетного планирования Ивановской области докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности (ДРОНД). В настоящее время идет подготовка необходимых областных нормативных правовых актов, регулирующих данный вопрос.

– Получает ли регион средства из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов?

– Область в этом году планирует принять участие в конкурсном отборе субъектов РФ для распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Сейчас идет разработка программы реформирования региональных финансов Ивановской области, направленной на активизацию процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ.

– Как проходит реформа местного самоуправления, каковы ее основные задачи? Все ли органы местного самоуправления составляют и исполняют свои бюджеты самостоятельно?

– Основной задачей реформы местного самоуправления, проводимой на территории Ивановской области, является укрепление и развитие местного самоуправления. Условием ее реализации должны стать финансовая стабильность муниципальных образований, соответствие их расходных полномочий и доходных источников местных бюджетов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в Ивановской области в полном объеме вступил в силу с 1 января 2007 г., и в этом году органы местного самоуправления составляют и исполняют свои бюджеты самостоятельно. Принят закон «О межбюджетных отношениях в Ивановской области», в соответствии с которым выравнивание финансовых возможностей органов местного самоуправления муниципальных образований по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется по единым методикам.

Начиная с 2008 г. объем средств, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, будет определяться на основе законодательно утвержденных нормативов финансовых затрат на осуществление органами местного самоуправления области полномочий по решению вопросов местного значения.

В целях сокращения различий в дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований с будущего года в областном бюджете в части софинансирования предусматриваются субсидии бюджетам поселений на выравнивание их обеспеченности по реализации отдельных расходных обязательств.

Анализ ситуации, связанной с реформированием местного самоуправления на территории области, высветил ряд проблем, которые мы должны решить в ближайшее время. Большинство бюджетов муниципальных образований области являются высокодотационными. Причина такого положения кроется прежде всего в низком налоговом потенциале территорий. Лишь городские округа и небольшая часть районов всерьез могут говорить о несовершенстве налогового законодательства, консолидирующего основные доходы на уровне федерального и областного бюджетов. Следовательно, от того, насколько совершенна принятая в регионе методика межбюджетных отношений, зависит качество формирования местных бюджетов. В текущем году разработан и принят в первом чтении проект закона Ивановской области «О нормативах расходных потребностей по решению вопросов местного значения», в котором практически все вопросы местного значения имеют денежную оценку с учетом специфики типов и групп муниципальных образований и устанавливаются на одного потребителя в год. Проект областного бюджета на 2008 г. составлен с учетом данных нормативов.

С целью повышения эффективности муниципальной экономики и налогового потенциала в муниципальных образованиях Ивановской области с 2008 г. планируется разработать стратегию социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов. А для увеличения налогового потенциала местных бюджетов необходимо расширить перечень налоговых источников на федеральном уровне.

Муниципальное имущество вместе с финансами составляют экономическую основу местного самоуправления. Наличие имущества позволяет с большей эффективностью исполнять полномочия по решению вопросов местного значения, поскольку оно является одновременно объектом налогообложения, аренды, залога и т.п. На сегодня разграничено имущество следующих типов: административные здания, жилые помещения, объекты благоустройства, движимое имущество, объекты культуры. При разграничении объектов ЖКХ возникли определенные сложности, главной из которых является кредиторская задолженность предприятий ЖКХ. Более половины предприятий находится в стадии банкротства. Вторая сложность заключается в том, что в большинстве муниципальных районов предприятия жилищно-коммунального хозяйства сложились как единый хозяйственный комплекс, обеспечивающий интересы жителей не только городских, но и сельских поселений. Разделить имущество физически, как предписано законом, значит разрушить сложившуюся систему жизнеобеспечения.

На наш взгляд, единственно правильным выходом в таком случае может быть изменение организационно-правовой формы муниципальных унитарных предприятий и преобразование их в хозяйственные общества типа ЗАО, ООО, ОАО, что позволит сохранить единый комплекс предприятий ЖКХ, наделить поселения соответствующей долей в уставном капитале и влиять на управление предприятием в качестве учредителя. Описанную работу по разграничению имущества ЖКХ нужно провести в кратчайшие сроки.

До 1 января 2010 г. муниципальные образования обязаны завершить формирование градостроительной документации, включающей схему территориального планирования и генпланы. Неисполнение этих условий приведет к невозможности какого-либо строительства в границах поселений. Весь объем предстоящей работы не может быть профинансирован из муниципальных бюджетов и требует выделения дополнительных средств из федерального бюджета в виде целевых расходов на поддержку реформы местного самоуправления.

– Как Вы оцениваете уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих?

– Учитывая важность проблемы кадрового обеспечения, мы осознаем настоятельную необходимость разработки специальной областной целевой программы подготовки муниципальных кадров. Первые шаги в этом направлении правительство Ивановской области сделало в рамках совместного с Министерством регионального развития и торговли РФ и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ проекта по созданию межмуниципальных методических центров.

Проведение реформы системы местного самоуправления подразумевает активное участие населения. В данном вопросе нельзя недооценивать роль средств массовой информации, задача которых – довести до людей информацию о целях и задачах реформы и о важности их участия в этом процессе.

В целом можно отметить, что, несмотря на все сложности, реформа заметно активизировала местное сообщество. Появился стимул самим решать вопросы жизнеобеспечения. Постепенно приходит понимание необходимости личной ответственности, искоренения социального иждивенчества. В этом мы видим мощный ресурс общественного развития, который в нашей стране исторически не был реализован.


Справка «Бюджета»
Александр Павлович ГРУЗНОВ, заместитель председателя правительства Ивановской области, начальник Департамента финансов Ивановской области


Родился 15 декабря 1945 г. в Гаврилов-Посаде Ивановской области.
В 1973 г. окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, специальность «Финансы и кредит».
1996–2000 гг. – заместитель главы администрации Ивановской области, начальник финансового управления.
2000–2001 гг. – заместитель председателя правительства Ивановской области, начальник финансового управления.
2001–2002 гг. – начальник Главного финансового управления Ивановской области.
2002–2005 гг. – заместитель главы администрации Ивановской области, начальник Главного финансового управления.
С января 2006 г. – начальник Департамента финансов Ивановской области.
Награжден медалью «Ветеран труда», почетной грамотой Минфина России, имеет благодарность министра финансов России.
Заслуженный экономист РФ. Действительный государственный советник Ивановской области 2-го класса.


Материал подготовил Игорь АНДРЕЕВ
Источник: © Бюджет, 2007, № 11
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно