Текущий бюджет Костромской области по своей структуре и наполнению принципиально отличается от тех финансовых документов, которые определяли бюджетную политику региона в предыдущие годы. С 2014 года мы перешли к формированию трехлетнего бюджета. Расширение горизонта бюджетного планирования потребовало уточнения порядка формирования проекта закона о бюджете, пересмотра процедуры его рассмотрения в Костромской областной думе, корректировки методики планирования бюджетных ассигнований. В целом нами была проведена ревизия всей действующей нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы установления и финансового обеспечения региональных расходных обязательств.
Несмотря на более сложную процедуру подготовки основного финансового документа, уже сейчас можно говорить о преимуществах трехлетнего бюджета с точки зрения качества управления общественными финансами, создания благоприятных условий для развития предпринимательской активности и привлечения инвестиций. У главных распорядителей и получателей бюджетных средств появилась возможность заключать долгосрочные контракты на трехлетний период в пределах предполагаемого объема ассигнований, не прибегая к трудоемкой процедуре согласования указанных контрактов с администрацией Костромской области. Представители малого и среднего бизнеса теперь могут планировать свою экономическую деятельность на территории региона, имея четкие представления о точках приложения и объемах государственной поддержки, налоговых льготах и преференциях, а также совокупной налоговой нагрузке на бизнес.
Закрепление основных направлений бюджетной и налоговой политики на трехлетний период задает вектор развития экономики Костромской области, способствует созданию условий для стабильности и прозрачности ведения бизнеса, а также повышает заинтересованность частного капитала в реализации крупных инвестиционных проектов на территории региона. В то же время в условиях трехлетнего бюджета повышаются требования к качеству бюджетного планирования, реалистичности доходных источников и расходных обязательств.
Приоритетные бюджетные расходы
Основной проблемный вопрос, который пришлось решить на стадии формирования бюджета-2014, заключался в обеспечении его сбалансированности в среднесрочной перспективе. В предстоящие три года прогнозируется замедление роста региональной экономики и, соответственно, умеренные темпы роста собственных доходов областного бюджета. Одновременно в указанный период снижается объем финансовой поддержки из федерального бюджета. В текущем году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусмотренные региону, снижены на 15,6%, а в 2016 году — на 50% к уровню 2013 года.
Фактически запланированный рост налоговых и неналоговых поступлений в
Решение задачи сбалансированности областного бюджета необходимо обеспечить в условиях перераспределения расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы РФ. С 1 января 2014 года к региону перешла часть полномочий по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений дошкольного образования, для компенсации которых на областной уровень передано 10% норматива от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в местные бюджеты. В целях создания муниципальных дорожных фондов с 1 января 2014 года местным бюджетам передано 10% норматива от акцизов на ГСМ. С 2014 года также произошли изменения в зачислении доходов от уплаты арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
При формировании расходной части регионального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов администрация области исходила из необходимости продолжения реализации общественно значимых мероприятий, отвечающих целям и задачам федеральной и региональной политики. В ближайшие три года планируется усилить социальную направленность областного бюджета. Доля расходов по этому направлению в 2014 году составит 64%, а в 2015 и 2016 годах превысит 68%. Для концентрации финансовых ресурсов на решении наиболее важных задач еще на этапе формирования областного бюджета были определены приоритетные бюджетные расходы. В ближайшие три года — это выполнение мероприятий, предусмотренных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года. Объем финансовых ресурсов, сконцентрированных на решении задач по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, увеличению темпов предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой и т. д., для бюджета Костромской области является беспрецедентным. Только на повышение оплаты труда в 2013 году из консолидированного бюджета Костромской области направлено 1,16 миллиарда рублей, или 4,2% всех расходов бюджета. В 2014 году эти ассигнования увеличены более чем на 50% к уровню предыдущего года. Региону пришлось мобилизовать собственные доходные источники, оптимизировать бюджетную сеть и штатную численность работников государственных учреждений, пересмотреть порядок предоставления мер социальной поддержки, в частности уточнить категории их получателей и продолжить внедрение принципа нуждаемости. Кроме того, мы вынуждены отказаться от реализации отдельных инфраструктурных проектов и выполнения работ на объектах капитального строительства и реконструкции или переносить их на более поздние сроки.
Оптимизация и легализация
В целях систематизации данной работы в ноябре 2013 года губернатором Костромской области С. К. Ситниковым утвержден план мероприятий по повышению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики на
В Костромской области созданы рабочие группы по повышению эффективности расходов областного бюджета и мониторингу деятельности государственных предприятий региона, сформированные из числа представителей исполнительных органов государственной власти и депутатов областного Законодательного собрания. В I квартале текущего года на заседаниях рабочих групп рассмотрена деятельность главных распорядителей бюджетных средств, имеющих сеть подведомственных учреждений, а также всех государственных предприятий области. По итогам проведенной работы был скорректирован региональный план мероприятий по повышению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Костромской области на период до 2016 года.
Программный бюджет
Наряду с мероприятиями по оптимизации расходов для обеспечения сбалансированности бюджета региона необходимо продолжить внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в первую очередь за счет расширения сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Вместе с тем все преимущества данных методов могут быть достигнуты только при условии проведения необходимых подготовительных мероприятий. В регионе должна быть создана нормативная правовая база, регламентирующая вопросы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ. Государственные программы должны быть сформированы в соответствии с целями и задачами долгосрочного социально-экономического развития региона. Переход к программному бюджету возможен после завершения формирования государственных программ, синхронизированных по срокам реализации, источникам и исполнителям со стратегией и прогнозом социально-экономического развития, основными направлениями бюджетной и налоговой политики региона и параметрами отраслевых дорожных карт по реализации майских указов Президента РФ.
В связи с масштабом и сложностью указанной задачи внедрение программно-целевых методов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области осуществляется поэтапно. В 2013 году утверждено 11 государственных программ, к 1 июля текущего года будет завершена разработка еще десяти программ. В настоящее время в областном бюджете обособленно выделены бюджетные ассигнования на реализацию 41 ведомственной целевой программы. Для увязки программных расходов с затратами на выполнение государственных функций в соответствующих сферах деятельности подготовлено аналитическое распределение ассигнований областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающее соотнесение программной и традиционной функциональной структуры расходов областного бюджета. Полностью реализовать переход к программному формату планируется после утверждения всех государственных программ Костромской области, начиная с формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Эффективность управления госфинансами
Реализация всех указанных решений позволила принять первый трехлетний бюджет региона. В то же время дефицит областного бюджета в текущем году и плановом периоде находится на предельно допустимом уровне в 15% от налоговых и неналоговых доходов, что создает дополнительные риски финансовой устойчивости и ликвидности операционного баланса. В целях минимизации факторов риска и укрепления стабильности бюджетной системы региона в настоящее время подготовлена программа повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области до 2018 года. В рамках указанной программы планируется реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:
1) обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета;
2) повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ);
3) оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
4) завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс по формированию и исполнению областного бюджета;
5) совершенствование системы межбюджетных отношений в Костромской области;
6) усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом.
Решение этих задач станет основой для формирования областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.