Версия для печати 2664 Материалы по теме
Илья Валерьевич БАЛАНИН, директор департамента финансов Костромской области
Главная задача — сбалансированный бюджет

Текущий бюджет Костромской области по своей структуре и наполнению принципиально отличается от тех финансовых документов, которые определяли бюджетную политику региона в предыдущие годы. С 2014 года мы перешли к формированию трехлетнего бюджета. Расширение горизонта бюджетного планирования потребовало уточнения порядка формирования проекта закона о бюджете, пересмотра процедуры его рассмотрения в Костромской областной думе, корректировки методики планирования бюджетных ассигнований. В целом нами была проведена ревизия всей действующей нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы установления и финансового обеспечения региональных расходных обязательств.

Несмотря на более сложную процедуру подготовки основного финансового документа, уже сейчас можно говорить о преимуществах трехлетнего бюджета с точки зрения качества управления общественными финансами, создания благоприятных условий для развития предпринимательской активности и привлечения инвестиций. У главных распорядителей и получателей бюджетных средств появилась возможность заключать долгосрочные контракты на трехлетний период в пределах предполагаемого объема ассигнований, не прибегая к трудоемкой процедуре согласования указанных контрактов с администрацией Костромской области. Представители малого и среднего бизнеса теперь могут планировать свою экономическую деятельность на территории региона, имея четкие представления о точках приложения и объемах государственной поддержки, налоговых льготах и преференциях, а также совокупной налоговой нагрузке на бизнес.

Закрепление основных направлений бюджетной и налоговой политики на трехлетний период задает вектор развития экономики Костромской области, способствует созданию условий для стабильности и прозрачности ведения бизнеса, а также повышает заинтересованность частного капитала в реализации крупных инвестиционных проектов на территории региона. В то же время в условиях трехлетнего бюджета повышаются требования к качеству бюджетного планирования, реалистичности доходных источников и расходных обязательств.

Приоритетные бюджетные расходы

Основной проблемный вопрос, который пришлось решить на стадии формирования бюджета-2014, заключался в обеспечении его сбалансированности в среднесрочной перспективе. В предстоящие три года прогнозируется замедление роста региональной экономики и, соответственно, умеренные темпы роста собственных доходов областного бюджета. Одновременно в указанный период снижается объем финансовой поддержки из федерального бюджета. В текущем году дотации на выравнивание бюджетной обес­печенности, предусмотренные региону, снижены на 15,6%, а в 2016 году — на 50% к уровню 2013 года.

Фактически запланированный рост налоговых и неналоговых поступлений в 2014–2016 годах замещает выпадающие в связи со снижением объема нецелевых безвозмездных поступлений из федерального бюджета доходы. При этом общий объем доходов областного бюджета на предстоящие три года остается практически на том же уровне. При относительной стабилизации доходных возможностей объем расходных обязательств региона увеличивается как за счет инфляционной составляющей, так и за счет дополнительного финансового обеспечения приоритетных направлений социально-экономического развития.

Решение задачи сбалансированности областного бюджета необходимо обеспечить в условиях перераспределения расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы РФ. С 1 января 2014 года к региону перешла часть полномочий по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений дошкольного образования, для компенсации которых на областной уровень передано 10% норматива от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в местные бюджеты. В целях создания муниципальных дорожных фондов с 1 января 2014 года местным бюджетам передано 10% норматива от акцизов на ГСМ. С 2014 года также произошли изменения в зачислении доходов от уплаты арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

При формировании расходной части регионального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов администрация области исходила из необходимости продолжения реализации общественно значимых мероприятий, отвечающих целям и задачам федеральной и региональной политики. В ближайшие три года планируется усилить социальную направленность областного бюджета. Доля расходов по этому направлению в 2014 году составит 64%, а в 2015 и 2016 годах превысит 68%. Для концентрации финансовых ресурсов на решении наиболее важных задач еще на этапе формирования областного бюджета были определены приоритетные бюджетные расходы. В ближайшие три года — это выполнение мероприятий, предусмотренных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года. Объем финансовых ресурсов, сконцентрированных на решении задач по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы, увеличению темпов предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой и т. д., для бюджета Костромской области является беспрецедентным. Только на повышение оплаты труда в 2013 году из консолидированного бюджета Костромской области направлено 1,16 миллиарда рублей, или 4,2% всех расходов бюджета. В 2014 году эти ассигнования увеличены более чем на 50% к уровню предыдущего года. Региону пришлось мобилизовать собственные доходные источники, оптимизировать бюджетную сеть и штатную численность работников государственных учреждений, пересмотреть порядок предоставления мер социальной поддержки, в частности уточнить категории их получателей и продолжить внедрение принципа нуждаемости. Кроме того, мы вынуждены отказаться от реализации отдельных инфраструктурных проектов и выполнения работ на объектах капитального строительства и реконструкции или переносить их на более поздние сроки.

Оптимизация и легализация

В целях систематизации данной работы в ноябре 2013 года губернатором Костромской области С. К. Ситниковым утвержден план мероприятий по повышению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики на 2013–2016 годы. Бюджетный эффект от его реализации по итогам 2013 года составил 291,6 миллиона рублей, или 2,4% от собственных доходов областного бюджета за предыдущий год. В рамках исполнения данного плана оптимизированы льготы по региональным налогам и сборам, предприняты меры по инвентаризации земельных участков и привлечению к налогообложению объектов недвижимости, проведена работа по легализации теневой заработной платы, обеспечен контроль за деятельностью предприятий, представляющих нулевую отчетность. Для совершенствования деятельности государственных учреждений Костромской области сформирована система критериев и показателей эффективности их деятельности, семь государственных учреждений и их филиалов, не соответствующих критериям эффективности, ликвидированы либо присоединены к учреждениям, отвечающим современным требованиям к ресурсной базе и качеству оказания услуг.

В Костромской области созданы рабочие группы по повышению эффективности расходов областного бюджета и мониторингу деятельности государственных предприятий региона, сформированные из числа представителей исполнительных органов государственной власти и депутатов областного Законодательного собрания. В I квартале текущего года на заседаниях рабочих групп рассмотрена деятельность главных распорядителей бюджетных средств, имеющих сеть подведомственных учреждений, а также всех государственных предприятий области. По итогам проведенной работы был скорректирован региональный план мероприятий по повышению доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Костромской области на период до 2016 года.

Программный бюджет

Наряду с мероприятиями по оптимизации расходов для обеспечения сбалансированности бюджета региона необходимо продолжить внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в первую очередь за счет расширения сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Вместе с тем все преимущества данных методов могут быть достигнуты только при условии проведения необходимых подготовительных мероприятий. В регионе должна быть создана нормативная правовая база, регламентирующая вопросы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ. Государственные программы должны быть сформированы в соответствии с целями и задачами долгосрочного социально-экономического развития региона. Переход к программному бюджету возможен после завершения формирования государственных программ, синхронизированных по срокам реализации, источникам и исполнителям со стратегией и прогнозом социально-экономического развития, основными направлениями бюджетной и налоговой политики региона и параметрами отраслевых дорожных карт по реализации майских указов Президента РФ.

В связи с масштабом и сложностью указанной задачи внедрение программно-целевых методов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области осуществляется поэтапно. В 2013 году утверждено 11 государственных программ, к 1 июля текущего года будет завершена разработка еще десяти программ. В настоящее время в областном бюджете обособленно выделены бюджетные ассигнования на реализацию 41 ведомственной целевой программы. Для увязки программных расходов с затратами на выполнение государственных функций в соответствующих сферах деятельности подготовлено аналитическое распределение ассигнований областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, предусматривающее соотнесение программной и традиционной функциональной структуры расходов областного бюджета. Полностью реализовать переход к программному формату планируется после утверждения всех государственных программ Костромской области, начиная с формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Эффективность управления госфинансами

Реализация всех указанных решений позволила принять первый трехлетний бюджет региона. В то же время дефицит областного бюджета в текущем году и плановом периоде находится на предельно допустимом уровне в 15% от налоговых и неналоговых доходов, что создает дополнительные риски финансовой устойчивости и ликвидности операционного баланса. В целях минимизации факторов риска и укрепления стабильности бюджетной системы региона в настоящее время подготовлена программа повышения эффективности управления государственными финансами Костромской области до 2018 года. В рамках указанной программы планируется реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:

1) обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета;

2) повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ);

3) оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

4) завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления в бюджетный процесс по формированию и исполнению областного бюджета;

5) совершенствование системы межбюджетных отношений в Костромской области;

6) усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом.

Решение этих задач станет основой для формирования областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

Поделиться