Проблемы гласности и подотчетности контрольно-счетных органов обсуждались на международном семинаре, участие в котором, помимо руководителей региональных контрольно-счетных органов РФ, приняли гости из восьми зарубежных стран. Конференция состоялась в Контрольно-счетной палате Москвы.
Подчеркнув, что гласность лежит в основе деятельности контрольно-счетных палат, первый председатель КСП Москвы, доктор юридических наук, профессор С. О. Шохин отметил, что контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы и защищены от постороннего влияния. Принцип гласности реализуется в первую очередь путем обязательного представления в парламент и опубликования для ознакомления общественности ежегодного отчета контрольно-счетного органа, в котором, согласно Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов РФ, в сжатом виде должны быть представлены результаты всех контрольных мероприятий, их оценка, обобщенные рекомендации по совершенствованию финансовой системы в целом.
Гласность и секретность
Гласность в деятельности органов внешнего финансового контроля, как отметил председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области В. И. Хрипун, складывается из двух ключевых аспектов: обеспечения открытости информации о результатах контрольной деятельности и ее защиты от несанкционированного доступа или преждевременного разглашения. В Ростовской области кроме традиционных подходов к обеспечению гласности (подготовка отчетов, бюллетеней, рассылка информационных писем, совещания по итогам проверок в муниципальных образованиях) с прошлого года применяется практика выездных личных приемов граждан в ходе проведения контрольных мероприятий.
В результате в программу проверок включаются вопросы, которые поднимает население. Но контрольно-счетные органы не обладают полной свободой при обнародовании сведений о проведенных проверках и принятых по ним мерах, их действия ограничены требованиями федерального законодательства. Предусмотрено, что должностные лица контрольно-счетных органов не вправе разглашать информацию, придавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов. Кроме того, должностные лица контрольно-счетных органов обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении проверок в органах и организациях, распространение которой могло бы нанести ущерб, в том числе коммерческий, этим организациям.
Этим целям служит существующая в КСП Ростовской области система удаленного доступа. Благодаря созданию электронного архива материалов и организации удаленного доступа к методической базе получена техническая возможность совместной работы инспекторских групп, работающих на территории области, и специалистов правового и экспертно-аналитического отделов, которые находятся в офисе палаты, в режиме online. «Технологически это выглядит следующим образом, — рассказывает Хрипун. — Центральным узлом, позволяющим связывать определенные сегменты локальной сети, выступает программное обеспечение, на базе которого реализованы все режимы безопасности. Для каждого сотрудника палаты, который будет удаленно подключаться к сервисам палаты, устанавливается специальное программное обеспечение с именным личным сертификатом. В целях обеспечения безопасности передаваемых данных должно выполняться несколько условий. Прежде всего соединение с банком данных возможно только для сотрудников палаты, и для этого есть весь инструментарий. Каждый подключающийся пользователь уникально идентифицируется системой при помощи именного сертификата, установленного на его компьютер, личным логином, паролем». Все рабочие материалы контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности палаты являются конфиденциальными. Внутри локальной сети палаты создаются файловые хранилища данных с ограничением прав доступа по подразделениям. Руководитель каждого обособленного подразделения имеет доступ ко всем данным своих сотрудников.
Связь с будущим
Счетная палата Ульяновской области связь с гражданским обществом осуществляет, в частности, через Общественную палату, с которой подписано соглашение о взаимодействии. Важное направление, по которому идет совместная работа, — обеспечение деятельности межведомственной комиссии по государственным программам области, которая была создана в 2011 году. В ее состав входят представители Законодательного собрания, Счетной палаты, Общественной палаты и уполномоченный по противодействию коррупции в регионе.
Комиссия анализирует концепции региональных программ, фактически их проекты. Независимые эксперты готовят свои письменные заключения, во-первых, о целесообразности принятия программы, во-вторых, о корректности индикаторов оценки результативности программ. «На наш взгляд, это некий элемент стратегического аудита», — считает председатель Счетной палаты Ульяновской области И. И. Егоров. Кроме того, палата поддерживает отношения с молодежным парламентом. Делается это для воспитания будущей политической элиты, в которую могут вырасти члены парламента. На встречах с кадровым резервом контролеры рассказывают о планах, задачах, результатах своей работы.
Оценить неоценимый вклад
На семинаре был поднят вопрос о показателях работы контрольно-счетных органов. Потребность в существовании критериев оценки есть, например, у депутатов региональных органов законодательной власти. На сегодняшний день многие российские региональные контрольно-счетные органы в своих годовых отчетах перед законодателями используют такие показатели, как объем выявленных нарушений, количество проверенных объектов и сумма возмещенных в бюджет средств. При этом подавляющее большинство контрольно-счетных органов проводят большую профилактическую работу по пресечению нарушений в финансово-бюджетной сфере. И проблема состоит в том, что сегодня нет интегрированных показателей, которые могли бы характеризовать объем работы, выполняемой в этом направлении. А результативность, эффективность, интенсивность работы и степень охвата финансового контроля не всегда отражают всю полноту деятельности контролеров. Кроме того, в ситуации, когда в различных регионах страны счетные палаты имеют разную численность, объемные показатели не могут выступать единственным критерием качества их работы.
В качестве важных индикаторов работы контрольно-счетных органов было предложено использовать так называемые расчетные или относительные показатели. Во-первых, объем возмещенных средств в расчете на одного сотрудника. Во-вторых, соотношение суммы возмещенных бюджету средств и объема выявленных нарушений. Этот показатель зависит не только от работы регионального контрольно-счетного органа, но при этом является достаточно важным, так как характеризует конечный результат деятельности. «Вне всякого сомнения, ни один из перечисленных показателей не может быть определяющим. Речь можно вести об унификации для регионов России группы показателей как расчетных, так и объемных, которые наши региональные палаты могут использовать в своих годовых отчетах перед парламентариями», — отметил Егоров.
С. В. Мартыненко