По последним данным к 2018 году объем российского авторынка может оказаться на треть меньше запланированных 3,6 млн машин, из-за чего многим будет выгоднее закрыть российскую сборку и вернуться к импорту. В зоне риска прекращения сборки в России находятся китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW (сборка на «Автоторе»), SsangYong, Opel.
Сложившаяся ситуации в экономике и снижение импортных пошлин из-за ВТО приводят к тому, что локализовать автопроизводство в России после 2017 года будет нецелесообразно, считает «Соллерс», который ссылается на исследование Roland Berger Strategy Consultants.
Как пишет «Коммерсант», в докладе «Соллерса» говорится, что доля импорта может вырасти до 67%, или 1,4 млн машин, против 20%, заложенных в госстратегии развития автопрома до 2020 года, и 29%, по данным на 2013 год.
Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% (1,3 млн автомобилей) до 26% (600 тыс.). Аналитики Roland Berger отмечают, что уже есть предпосылки для сокращения выпуска в России иномарок: мощности большинства заводов слишком малы, чтобы конкурировать по затратам с Европой.
Автопроизводители заявляют, что без дополнительной господдержки российский рынок продолжит стагнировать. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в первые пять месяцев этого года рынок упал на 6%. В презентации «Соллерса» отмечается, что динамика спроса на новые машины «значительно отличается» от прогнозов госстратегии развития автопрома и уже в этом году объем рынка может быть на 26% ниже заложенного в стратегии, а к 2018 году разрыв достигнет 36% — 2,3 млн машин вместо 3,6 млн.
Эксперты Roland Berger считают, что Россию может покинуть ряд брендов, существует «опасность отмирания бизнес-модели сборки по контракту» (сейчас есть у «Автотора», Derways, «Соллерса», группы ГАЗ).
Небольшие производители действительно могут уйти, считает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал», но крупные игроки, регулируя загрузку мощностей, способны подстроиться под нестабильный рынок.