№ 8 Август 2014 — 28 июля 2014

Свердловская область удерживает лидерские позиции

Версия для печати 2085 Материалы по теме
Ведущий сектор нашей промышленности — обрабатывающие производства
Свердловская область удерживает лидерские позиции

Министр экономики Свердловской области Дмитрий Юрьевич НОЖЕНКО рассказал о том, как регион справляется с современными экономическими вызовами, чем пытается привлечь инвесторов и что предпринимает для укрепления своего кадрового потенциала.

— Дмитрий Юрьевич, в экономике России наметились негативные тенденции, связанные с замедлением темпов роста. В частности, практически на нулевом уровне находятся показатели роста промышленного производства. Каким в этом отношении стал 2013 год для Свердловской области? Каковы тенденции по итогам I квартала 2014 года?

— Действительно, 2013 год был непростым для экономики Свердловской области, как и для страны в целом. Здесь можно отметить неблагоприятную ситуацию на мировых рынках, негативную динамику цен на металлы и снижение внешнего и внутреннего спроса. Эти факторы обусловили замедление темпов роста ряда ключевых показателей Свердловской области, а по отдельным показателям — отставание от уровня предыдущего года.

Ведущий сектор нашей промышленности — обрабатывающие производства — в минувшем году показал прирост на 3,4 процента к уровню 2012 года. Это выше, чем по России, где прирост составил 0,5 процента. При этом темпы роста физических объемов производства были неравномерными. В машиностроительном комплексе, на долю которого суммарно приходится более четверти объема отгруженной продукции обрабатывающих производств, рост обеспечивался за счет производства машин и оборудования — 121 процент к уровню 2012 года. В электронном машиностроении индекс производства был чуть выше 100 процентов. А в транспортном машиностроении отмечено снижение промышленного производства на 20,2 процента к уровню 2012 года.

Неоднозначно сложилась ситуация в металлургическом комплексе, на долю которого приходится более половины объема отгруженной продукции обрабатывающих производств: в целом по отрасли индекс промышленного производства составил 98 процентов к уровню 2012 года. При этом на предприятиях черной металлургии наблюдалось снижение производства, а в цветной металлургии, напротив, незначительный рост.

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в 2013 году составил 350,6 миллиарда рублей, что соответствует уровню 2012 года. При этом позиция Свердловской области среди субъектов РФ по данному показателю осталась прежней — 9-е место. По итогам I квартала 2014 года мы наблюдаем рост инвестиционной активности. Это подтверждается данными по объ­ему инвестиций в основной капитал, которые составили 54 миллиарда рублей, что на 10,9 процента выше уровня соответствующего периода 2013 года в сопоставимых ценах.

Вместе с тем в 2013 году наблюдался стабильный рост в секторах, обеспечивающих потребительский спрос населения, а именно в торговле и сельском хозяйстве. Так, объем производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке на 8,2 процента превысил уровень 2012 года, а оборот розничной торговли составил 954 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 4,2 процента выше уровня 2012 года.

Добавлю, что в течение 2013 года сохранялась стабильная ситуация на рынке труда: по состоянию на 1 января 2014 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,18 процента, тогда как годом ранее — 1,29 процента. Пожалуй, самый главный результат заключается в том, что в Свердловской области второй год подряд продолжается естественный прирост населения. По данным Росстата, численность постоянного населения области на 1 января 2014 года превысила 4,32 миллиона человек, что на 4,8 тысячи больше, чем годом ранее.

В целом, несмотря на сложную экономическую ситуацию, Свердловская область сумела сохранить стабильное положение в ведущих секторах экономики. Мы удержали позиции в группе регионов-лидеров по большинству важнейших показателей: 3-е место по обороту розничной торговли, 4-е место по обороту оптовой торговли, 5-е место по численности постоянного населения и объему платных услуг населению, 6-е место по объему отгруженных товаров промышленного производства.

— Свердловская область — один из лидеров в сфере использования механизмов государственно-частного партнерства. Расскажите, какая нормативно-правовая база существует в регионе и какие проекты она позволяет реализовывать.

— В соответствии с рейтингом, который формируют Минэкономразвития, Центр развития государственно-частного партнерства и Торгово-промышленная палата, Свердловская область занимает 4-е место, уступая Санкт-Петербургу, Республике Татарстан и Новосибирской области. В регионе действует закон «Об инвестиционном фонде Свердловской области», принято постановление правительства области «Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Свердловской области». Средства Инвестиционного фонда с 2015 года будут направляться на поддержку конкретных инвестиционных проектов на принципах создания государственно-частного партнерства.

Также в настоящее время актуализируется закон «Об участии Свердловской области в государственно-частном партнерстве» с учетом новых мер по развитию ГЧП, принятых на федеральном уровне и в регионе. С принятием федерального закона о ГЧП появится возможность реализовывать проекты ГЧП государственными компаниями с привлечением частных инвестиций. Сегодня в нашем регионе накоплен достаточно большой потенциал для реализации именно таких проектов.

— Руководство области давно испытывает интерес к кластерному подходу к развитию экономики. В свое время в области была принята концепция кластерной политики, предполагалось даже принять закон о кластерах. Насколько все это актуально для региона сегодня?

— В регионе действует Стратегия инновационного развития Свердловской области до 2020 года, определяющая перспективы в том числе и кластерной политики. Мероприятия, направленные на развитие кластеров, включены в госпрограмму «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года». Добавлю, что наш регион — один из лидеров страны по количеству поданных заявок на участие в пилотном проекте поддержки инновационных территориальных кластеров и единственный в Уральском федеральном округе, чья заявка попала в число 25, которые будут поддержаны в рамках пилотного проекта.

В зависимости от стадии развития кластеры в Свердловской области можно условно разделить на три группы: функционирующие, латентные и потенциальные. К основным функционирующим кластерам относятся:

• фармацевтический кластер, центром которого является завод «Медсинтез» в городе Новоуральске;

• химический кластер на площадке химического парка «Тагил»;

• кластер железнодорожного машиностроения, обеспечивающий выпуск локомотивов нового поколения на заводе «Уральские локомотивы» (совместный проект группы «Синара» и Siemens);

• трубный кластер на базе предприятия ОАО «Синарский трубный завод».

Среди латентных кластеров — кластеры по производству нефтегазового оборудования, энергетического и электротехнического оборудования, кластер деревянного домостроения, ИТ-кластер, технико-внедренческий центр металлургии и тяжелого машиностроения, центр компетенций в машиностроении, инновационный титановый кластер. К потенциальным мы относим кластеры, создание которых возможно в сфере торговли, агропромышленного комплекса, транспорта и логистики, дорожного хозяйства, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, образования, а также кластеры пищевой и легкой промышленности, химико-металлургический кластер, биоэнергетический (торфяной) кластер и ряд других.

— Какие налоговые и иные механизмы, стимулирующие привлечение инвестиций, сегодня используются в области?

— Все необходимые механизмы предусмотрены Законом «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». Поддержкой в виде государственных гарантий могут воспользоваться юридические лица, которые реализуют на территории региона инвестиционные проекты, направленные на модернизацию промышленного производства, строительство и реконструкцию жилья, объектов социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры. Такие гарантии предоставляются на конкурсной основе. В соответствии с законом о бюджете общий объем государственных гарантий в 2014 году составляет один миллиард рублей.

Законом о бюджете на 2014 год также предусмотрен ряд субсидий организациям промышленного комплекса. В частности, это субсидии на возмещение затрат на внедрение в производство новых или усовершенствованных продуктов, производственных, технологических процессов, а также субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, организации промышленного комплекса получают субсидии на возмещение затрат, связанных с внедрением результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере промышленного производства.

С 1 января 2014 года в Свердловской области также действуют налоговые льготы для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. Организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты по новому строительству, освобождаются от уплаты налога на имущество, для них действует пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5 процента сроком на пять лет. Организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению, освобождаются от уплаты налога на имущество в отношении прироста среднегодовой стоимости имущества, ставка налога на прибыль также понижена и составляет 16 процентов в течение пяти лет.

— Свердловская область активно занимается внедрением стандартов Агентства стратегических инициатив. Удалось ли добиться каких-то заметных успехов?

— Внедрение регионального инвестиционного Стандарта АСИ в Свердловской области — одном из пилотных субъектов РФ — осуществляется с 2012 года. По итогам 2012 и 2013 годов в области подтверждено внедрение всех 15 требований Стандарта. Сейчас мы ведем работу по дальнейшему развитию требований Стандарта на территории региона.

В частности, в 2013–2014 годах существенно расширена система государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности. Продолжается реализация проекта по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Титановая долина», где заключены соглашения по ведению производственной деятельности с пятью резидентами. Реализуются проекты создания индустриальных парков «Богословский», «Новоуральский», «Новосвердловский», «Муранитный», «Исетский», «Синарский» и «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК».

На постоянной основе действует оценка регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов: за 2013 год в Свердловской области на публичное обсуждение было вынесено 78 нормотворческих инициатив в сфере строительства, торговли, транспортного обслуживания, а также общих условий ведения бизнеса и инвестиционной деятельности. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства признал Свердловскую область лидером среди регионов России по развитию механизмов публичного обсуждения нормативных актов и их проектов. Тем не менее в регионе предпринимаются новые шаги в данном направлении: с апреля 2014 года шесть муниципальных образований начали подготовку к пилотному внедрению системы ОРВ.

Мы уделяем особое внимание деятельности межведомственной комиссии по снижению административных барьеров и улучшению условий ведения предпринимательской деятельности. В 2013 году основными для комиссии стали вопросы повышения доступности энергетической инфраструктуры, лесосырьевых ресурсов, снижения административных барьеров в сфере недропользования, улучшения предпринимательского климата в сфере строительства, выдачи разрешительной документации в сфере грузовых перевозок.

В числе приоритетных задач по внедрению Стандарта в 2014 году — разработка Стратегии социально-экономического развития Свердловской области до 2030 года на основе активного взаимодействия с бизнес-сообществом, а также сопровождение модернизированного инвестиционного портала Свердловской области. При этом широкое использование интерактивных составляющих позволит обеспечить выполнение на новом уровне таких требований Стандарта, как работа системы «одного окна», работа канала связи инвесторов с руководством региона.

— На недавнем заседании Совета по инвестициям в Свердловской области было отмечено, что в регионе подготовка кадров для нужд экономики поставлена на системную основу. Как строится эта работа?

— Большое значение для развития профессионального образования имеет системное сотрудничество образовательных учреждений с промышленными предприятиями области и объединениями работодателей. В 2012 году все учреждения профессионального образования заключили договоры о взаимодействии с предприятиями. Предмет этих договоров — организация и прохождение производственной практики на предприятии, трудоустройство выпускников, повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обу­чения, сотрудничество при разработке профессиональных стандартов и основной профессиональной образовательной программы, участие в итоговой аттестации, стипендиальная поддержка.

Более 170 предприятий и организаций Свердловской области имеют в своем составе учебные центры (образовательные подразделения), осуществляющие подготовку специалистов с учетом требований этих организаций. Успешно реализуются соглашения о сотрудничестве между правительством Свердловской области и 14 предприятиями оборонно-промышленного комплекса в рамках реализации проекта «С­овершенствование комплексных региональных программ развития профессионального образования с учетом опыта их реализации». Также заключено трехстороннее соглашение между правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и региональным объединением работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей»: стороны взяли на себя обязательства по выявлению потребности в кадрах и организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников предприятий. Еще одно соглашение, касающееся сотрудничества по обеспечению подготовки квалифицированных кадров, заключено между правительством Свердловской области, исполнительными органами государственной власти области и ведущими промышленными предприятиями в рамках проведения ежегодной Международной выставки и форума промышленности и инноваций «ИННОПРОМ».

Таким образом, в решении задач по повышению квалификационного уровня работников организаций различных отраслей мы стремимся активно использовать механизмы социального партнерства.

Поделиться