Ивановская область входит в состав Центрального федерального округа, который является ведущим промышленным регионом страны и обладает хорошо развитой транспортной сетью. Выгодное географическое положение области способствует развитию внутренних и внешних экономических и культурных связей. Через нее проходят важные железнодорожные и водные магистрали, которые соединяют центральные и западные регионы с восточными и юго-восточными. Города области являются составной частью Золотого кольца России, на ее территории находится множество памятников истории и культуры. Богатейшие рекреационные возможности позволили Ивановской области получить высокий экологический рейтинг и войти в число наиболее благоприятных в экологическом отношении регионов России. О финансовой стороне жизни области наш корреспондент беседует с Александром ГРУЗНОВЫМ, руководителем Департамента финансов Ивановской области.
– Александр Павлович, в 2005 году Ивановская область обеспечила выполнение основных задач бюджетной и налоговой политики, поставленных при формировании бюджета на 2005 год. Расскажите, пожалуйста, об итогах исполнения консолидированного бюджета области в 2005 и первом полугодии 2006 года.
– В 2005 году была продолжена работа по погашению налоговой задолженности предприятий и организаций, в том числе по списанию безнадежных к взысканию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам, а также списанию задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам и сборам, налогу на пользователей автомобильных дорог в связи с досрочным выполнением организациями условий реструктуризации.
Также был принят ряд мер, направленных на повышение эффективности управления и использования областного и муниципального имущества, в том числе земельных ресурсов в части переоформления землепользователями права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков, осуществлялся контроль за использованием объектов недвижимости, условиями их сдачи в аренду и за поступлением арендной платы в консолидированный бюджет области.
Исполнение консолидированного бюджета Ивановской области по налоговым и неналоговым доходам согласно отчету за 2005 год составило 7307,7 млн руб., или 101,1% к бюджетным назначениям. По сравнению с 2004 годом налоговые и неналоговые доходы увеличились на 26,4%. В 2005 году по налогу на прибыль организаций предоставлено льгот на сумму 6,3 млн руб., по налогу на имущество организаций – на 17,1 млн руб. Доходы консолидированного бюджета за первое полугодие 2006 года сложились в сумме 7815,7 млн руб. – 50,6% к прогнозируемым на 2006 год.
По налоговым и неналоговым доходам исполнение бюджета за данный период составило 4066,4 млн руб., или 47,9% к годовым назначениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 30%. Наибольшая доля в налоговых поступлениях, как и в прошлом году, приходится на налог на доходы физических лиц (36,6%), налог на прибыль организаций (18%), акцизы (13,4%) и налог на имущество (9,9%).
– Каково ожидаемое исполнение доходов бюджета за 2006 год?
– Ожидаемое поступление доходов консолидированного бюджета за 2006 год равно 8666,7 млн руб., или 102%, областного бюджета – 5803,0 млн руб., или 106,8%.
– Все ли местные бюджеты обеспечили выполнение доходной части своих бюджетов?
– К сожалению, немалая часть муниципальных образований доходную часть бюджета не выполняет и, вероятно, не выполнит в целом за год. Причин несколько, и одна из них – осознанное завышение доходов при принятии бюджетов представительными органами муниципальных образований.
– Насколько области выгодно предоставлять льготы и по какому принципу они распределяются?
– Налоговые льготы в регионе используются как инструмент воздействия на экономику, что в конечном итоге приводит к увеличению налогооблагаемой базы. Льготы предоставляются, во-первых, для улучшения инвестиционного климата в области и, во-вторых, для существенного роста производства. В этих целях с предприятиями, которые берут на себя обязательства по увеличению объемов производства, заключаются соглашения, где оговариваются условия предоставления льгот по налогам.
В результате сумма дополнительно уплаченных налогов значительно превышает объем предоставленных льгот. Значительные льготы установлены по транспортному и земельному налогам, в основном по инициативе местных представительных органов власти.
– Удалось ли руководству области в соответствии с итогами исполнения доходной части бюджета обеспечить финансирование предусмотренных обязательств, в том числе социально значимых? Когда и насколько будет повышена заработная плата работников бюджетной сферы?
– Ивановская область проводила и проводит политику «жизни по средствам», выполняя при этом федеральные нормы, устанавливаемые для государственных федеральных учреждений, в частности по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым из бюджета области. В установленные сроки прошло повышение заработной платы в 2005 году, с 1 мая текущего года зарплата выросла еще на 15%. В областном бюджете предусмотрен резерв на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы с 1 октября текущего года в 1,11 раза – как для финансируемых из областного бюджета, так и из местных. Задолженности по заработной плате перед работниками бюджетной сферы у региона в последние годы нет.
– Велика ли доля расходов на образование в расходной части бюджета? Каков удельный вес образовательных учреждений, имеющих доступ в Интернет, в общем числе образовательных учреждений области?
– Доля расходов на образование в консолидированном бюджете области на 2006 год составляет 20,6%, а на 2007 год ожидается более 23%.
Доступ в Интернет по состоянию на 1 июля 2006 года имеет 101 общеобразовательная школа, что составляет 27% от общего числа школ.
– Каков процент населения, получающего льготы и субсидии?
– В области 42,5% от общей численности населения – это 466,9 тыс. человек – пользуются мерами социальной поддержки. Субсидии и льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлены 29,6% населения, льготный проезд – 17,5%, осуществляются выплаты награжденным нагрудным знаком «Почетный донор» (0,7% населения), компенсационные выплаты инвалидам, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк», Семипалатинском полигоне (0,1%).
– Какова численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума?
– Величина прожиточного минимума во втором квартале 2006 года составляла 2943 руб. Доходы ниже прожиточного минимума в этот период получали 367,2 тыс. человек, или 33,4% от общей численности населения области.
– Какова кредиторская задолженность области, ее структура и меры, принимаемые по ее сокращению?
– На 1 января 2006 года кредиторская задолженность составляла 428,03 млн руб., в том числе по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями области – 36,5 млн руб. и по обязательствам, вытекающим из федеральных законов, 310,5 млн руб. За прошедшие полгода она сократилась на 239,87 млн руб. и на 1 июля составила 188,2 млн руб., в том числе по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями – 36,7 млн руб. и по обязательствам, вытекающим из федеральных законов, 115,5 млн руб.
Работа по сокращению кредиторской задолженности и ее недопущению в дальнейшем осуществляется Ивановской областью согласно принятым обязательствам. В соответствии с заключенным 19 мая 2005 года с Минфином России соглашением о переносе с 2005–2007 на 2008 год срока уплаты реструктурированной задолженности региона по переоформленной в государственный долг Российской Федерации под гарантии Ивановской области задолженности сельскохозяйственных организаций агропромышленного комплекса по централизованным кредитам, выданным в 1992–1994 годах, и начисленным процентам.
– Александр Павлович, в своих выступлениях вы неоднократно подчеркивали, что объем государственного долга области имеет тенденцию к значительному снижению. Приведите, пожалуйста, цифры.
– Объем внутреннего долга Ивановской области на 1 января 2006 года составлял 502,5 млн руб., что на 24,4% ниже соответствующего показателя на начало 2005 года. Удельный вес долга к доходам бюджета на начало 2006 года составлял 10,9% и уже к 1 июля 2006 года снизился на 8,9%.
В основном это долги прошлых лет, когда предприятиям АПК и текстильной промышленности предоставлялись кредиты из федерального бюджета под гарантии региона, которые впоследствии по решению Правительства РФ были переоформлены на внутренний долг Ивановской области. Однако и с этой нагрузкой областной бюджет успешно справляется.
В целях реализации долгосрочной стратегии развития области и эффективных вложений в инвестиции в 2007 году планируется выпуск облигационного займа Ивановской области, который позволит привлечь средства на более длительные сроки и под более низкий процент, чем кредиты банков.
– На каком этапе находится реализация положений Федерального закона № 131-ФЗ? Полностью ли область перешла на выполнение положений закона или установлен переходный период?
– В Ивановской области законом № 171-ОЗ от 25 ноября 2005 года «О порядке решения вопросов местного значения городских и сельских поселений в муниципальных районах Ивановской области» был принят переходный период и установлен по годам график передачи полномочий, но уже в текущем году внесены изменения, предусматривающие полный переход на выполнение Федерального закона № 131-ФЗ с 1 января 2007 года.
Справка «Бюджета»
Александр Павлович ГРУЗНОВ, начальник Департамента финансов Ивановской области
Родился в 1945 г. Окончил Финансово-экономический институт.
Работал главным бухгалтером Ивановского обкома КПСС, заместителем, затем первым заместителем начальника областного финансового управления.
С марта 1996 г. – заместитель главы областной администрации, начальник финансового управления. Заслуженный экономист РФ.
С 2006 г. в связи с изменением структуры управления исполнительными органами власти в Ивановской области возглавляет Департамент финансов Ивановской области.
Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА