Версия для печати 2219 Материалы по теме
Наращивание долгов субъектов РФ связано в первую очередь с необходимостью покрывать дефицит региональных бюджетов
Жизнь взаймы

— Татьяна Николаевна, государственный долг российских регионов ежегодно растет на 36–40 процентов. В этом году Счетная палата РФ провела аудит эффективности долговой политики некоторых субъектов РФ. О чем говорят итоги контрольных мероприятий?

— В апреле 2014 года Счетной палатой РФ был завершен аудит эффективности долговой политики за 2010–2013 годы. Рассматривалось пять регионов: Ставропольский, Красноярский края, Саратовская и Смоленская области, Республика Башкортостан. Контрольные мероприятия мы проводили совместно с контрольно-счетными органами этих регионов.

Было отмечено, что в период с 1 января 2010 года по 1 января 2014 года государственный долг проверенных субъектов РФ значительно увеличился. Так, объем долговых обязательств Смоленской области вырос в 4,9 раза, Ставропольского края — в 4,5 раза, Республики Башкортостан и Саратовской области — в 2,9 раза и Красноярского края — в 2,1 раза. Соответственно, выросли расходы на обслуживание госдолга: Смоленской области — в 3,5 раза, Ставропольского края и Саратовской области — в 1,3 раза, Красноярского края — в 1,1 раза. В проверяемом периоде темпы прироста государственного долга опережали темпы прироста валового регионального продукта, что привело к увеличению коэффициента долговой нагрузки субъектов РФ (отношение объема государственного долга к ВРП).

По сравнению с 2010 годом коэффициент долговой нагрузки в 2012 году вырос в Ставропольском крае в 2,4 раза, Красноярском крае — в 2,1 раза, Смоленской области — в 1,6 раза, Саратовской области — в 1,3 раза. Объем налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в 2013 году покрывал первоочередные и социально значимые расходы Красноярского края на 84 процента, Респуб­лики Башкортостан — на 83 процента, Саратовской области — на 74 процента, Смоленской области — на 70 процентов и Ставропольского края — на 67 процентов.

— Как вы считаете, смогут ли субъекты РФ самостоятельно выбраться из долговой ямы или для этого необходима помощь центра?

— Законом от 28 июня 2014 года № 201-ФЗ внесены изменения в федеральный бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Безвозмездная финансовая помощь бюджетам субъектов РФ увеличена на 50 миллиардов рублей, бюджетные кредиты — на 150 миллиардов рублей (в том числе для замещения коммерческих кредитов). Ставка по бюджетным кредитам снижена до 0,1 процента годовых.

— Многие регионы регулярно проводят анализ своих долговых обязательств и корректируют долговую политику. Какие меры, принимаемые субъектами, на ваш взгляд, являются действенными?

— Наращивание долгов субъектов РФ связано в первую очередь с необходимостью покрывать дефицит региональных бюджетов (для выполнения первоочередных и социально значимых обязательств) и погашать долговые обязательства. Как показали результаты аудита эффективности, все проверенные регионы регулярно проводят анализ долговых обязательств во избежание рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом. Как правило, результатом мониторинга и внутреннего контроля управления государственным долгом является досрочное погашение кредитов, полученных от кредитных организаций, с последующим привлечением заемных средств по более низким процентным ставкам и осуществление реструктуризации долговых обязательств.

— В регионах выявлены нарушения установленной Бюджетным кодексом нормы, в соответствии с которой объем заимствований не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств?

— Результаты аудита показали, что некоторыми регионами не соблюдалась норма статьи 106 Бюджетного кодекса, устанавливающая, что предельный объем заимствований субъектов РФ в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств субъекта. В 2011 и 2012 годах фактические объемы заимствований Саратовской области превысили объемы средств областного бюджета, направленных на финансирование дефицита и погашение долговых обязательств, на 4,1 и 1,8 процента соответственно. В Смоленской области допущено аналогичное превышение по итогам исполнения бюджета за 2011 год на 9,9 процента, за 2012 год — на 9,1 процента, в Красноярском крае выявлено превышение за 2012 год на 57,9 процента.

— Какие рекомендации дает Счетная палата РФ по итогам проведения аудита эффективности долговой политики регионов?

— По итогам проведения аудита эффективности долговой политики регионы, конечно, принимают определенные меры с учетом рекомендаций Счетной палаты. Так, в целях снижения долговой нагрузки на областной бюджет департамент бюджета и финансов Смоленской области заключил договор о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) с региональным Управлением Федерального казначейства. Кроме того, администрация региона приступила к разработке Основных направлений государственной долговой политики Смоленской области на период до 2018 года. Данный документ планируется представить в областную Думу совместно с проектом закона «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Также во исполнение Перечня поручений по итогам совещания у Президента РФ с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах от 9 апреля 2014 года № Пр-1036 администрацией будет пересмотрен и доработан План мероприятий по сокращению государственного долга Смоленской области на 2013–2015 годы с учетом рекомендаций Минфина России.

Правительством Ставропольского края утвержден План мероприятий, направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов консолидированного бюджета, совершенствование долговой политики края на период

2013–2016 годов. Готовится нормативная база, которая позволит в рамках государственных программ и ведомственных целевых программ осуществлять мероприятия, направленные на развитие в крае инновационной деятельности. Региональный минфин разрабатывает проект правового акта правительства края «Об основных направлениях долговой политики Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов».

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться