Корреспондент «Бюджета» побеседовал с министром экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимиром Александровичем ПОЖАРОВЫМ, чтобы узнать о перспективах роста экономики и инвестиционных приоритетах региона.
— Владимир Александрович, прежде чем говорить о конкретных направлениях развития экономики региона, хотелось бы узнать, есть ли у Саратовской области своя ниша или специализация?
— Безусловно, да. Во-первых, Саратовская область — традиционно аграрный регион, который славится своими пашнями и садами. Саратовский калач — это символ качества саратовской пшеницы элитных твердых сортов.
Кроме того, Саратов долгое время был закрытым городом, в котором были сконцентрированы оборонные предприятия — как научные, так и производственные. Соответственно, и в районах области строились профильные предприятия — на оборонку работали заводы в Балакове, Балашове, Вольске, Ртищеве и других райцентрах. К счастью, в
Есть очень важная особенность: мы производим большое количество электроэнергии и экспортируем ее за пределы области. Значит, здесь можно размещать производства, в том числе и с высокой энергоемкостью.
Благодаря реализации крупных инвестиционных проектов в области фактически появилась новая отрасль — металлургическая. Первым звеном стал завод «Балаково-Центролит», который после выхода на проектную мощность будет давать 18 тысяч тонн литья в год. Затем открылось ЗАО «Северсталь — Сортовой завод Балаково», планирующее давать до миллиона тонн сортового проката в год. Кластер будут обслуживать предприятия-сателлиты, одно из которых — завод по производству жидкого кислорода — уже работает.
Завод металлопроката в Балакове — единственный на весь Приволжский федеральный округ, что открывает серьезные перспективы на рынке поставок конструкций для строительства. А в нашей области с появлением собственной арматуры, уголка и швеллера расширилась производственная цепочка строительного кластера: теперь наши строители могут построить полностью «саратовское» здание, не покупая ничего за пределами региона.
— К слову о кластерах. Ваше министерство разработало недавно принятый Саратовской областной думой закон о поддержке кластеров. Чем вы руководствовались при подготовке этого документа?
— Дело в том, что в настоящее время ни региональное, ни федеральное законодательство не содержит единой понятийной базы, а также механизмов экономического стимулирования создания и развития региональных кластеров. Наш законопроект направлен на устранение этих пробелов в законодательстве, он регулирует отношения, связанные с предоставлением государственной поддержки кластерам в Саратовской области. На текущий момент у нас в области существует ряд структур — о некоторых я уже говорил, — которые де‑факто являются кластерами, однако де-юре не оформлены. К уже упомянутым кластерам нужно добавить фактически сложившиеся масложировой, туристско-рекреационный, молочнопродуктовый, зернопродуктовый, биотехнологический, агрохимический. Именно для поддержки их резидентов-инвесторов и разработан данный законопроект.
— Что еще делается для привлечения инвесторов в регион?
— Привлечение инвесторов в регион — это довольно расхожая формулировка, но, на мой взгляд, она не вполне корректна. В первую очередь мы должны поддерживать местные предприятия, которые работают здесь, платят налоги в региональный или местный бюджет, готовы брать на себя в том числе и некоторую социальную нагрузку. Это, например, такие крупные предприятия, как жировой комбинат, мебельные фабрики, нефтезавод, молочные и мясоперерабатывающие комбинаты и масса других — разных по объемам производства и суммам инвестиций, но единых в своем стремлении работать на благо своей малой родины.
А если местный капитал эффективно развивается и вкладывает деньги в собственное будущее, придут и внешние инвесторы. На Востоке говорят: «Чужие овцы прибиваются только к сытой отаре». Так и здесь — инвестиционная активность коренных предприятий привлечет и «варягов».
— Каковы результаты работы вашего министерства по привлечению инвестиций, если сравнить их со среднероссийскими?
— В прошлом году инвестиции в основной капитал в нашей области показали рост на 1,2%, в то время как в целом по России этот показатель «просел» на 0,2%. Превысили мы общий показатель и в 2012 году — наша область «подросла» на 8%, а Россия — на 6,8%.
— Назовите несколько крупных инвестиционных проектов, реализующихся на территории области.
— Отмечу сначала, что в целом по региону реализуется более 60 проектов с общим объемом инвестиций около 180 миллиардов рублей. Из них в 2014 году завершается срок реализации у 31 проекта. В их числе запуски уже названных заводов «Северсталь», «Центролит», «Эр Ликид», завода по производству промышленных и бытовых газовых котлов фирмы «Бош», модернизация производства на «Балаковских минеральных удобрениях», ЕПК-Бренко, Саратовской ГЭС, заводе «Алмаз».
Продолжается строительство Энгельсского локомотивного завода, предприятия «РусГидро» по производству гидротурбин, строительство новых мощностей на цементном заводе «Хольсим». Это только 2014 год.
В
— Есть ли в области проекты, реализация которых требует координации с полномочным представителем Президента РФ в ПФО или с соседними регионами?
— В принципе любой серьезный инвестиционный проект должен согласовываться с общей стратегией федерального округа, с потребностями своего региона и соседних субъектов Федерации и, естественно, с федеральными программными документами. Например, строительство нового аэропортового комплекса рядом с областным центром. Необходимость этого крупного проекта признана на всех уровнях, поскольку нормальное развитие региона возможно только при эффективной реализации его транспортно-логистического потенциала.
— Но ведь помимо координации и согласования действий между регионами есть и конкуренция за инвестиции. Как Саратовская область борется за деньги на развитие?
— Чтобы привлечь предпринимателей, мы должны работать над снижением барьеров, над созданием и модернизацией рыночной и транспортной инфраструктуры, над налаживанием межведомственного взаимодействия и упрощением административных процедур.
К сегодняшнему дню на территории области действует четкий алгоритм сопровождения инвестиционных проектов, работает двуязычный инвестиционный портал в интернете, функционируют бизнес-инкубаторы, созданы условия для появления и развития технопарков и индустриальных парков, принят закон о господдержке кластеров и прочее. В минувшем году мы внедрили стандарт нашей работы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
В тесном взаимодействии с нами работают и муниципалитеты, ведь во многом от них зависит желание того или иного инвестора разместиться на конкретной территории. В данный момент работа ведется над внедрением муниципального инвестиционного стандарта и упрощением процедур оформления земельных участков под реализацию инвестпроектов.
Областное налоговое законодательство дает инвесторам возможность воспользоваться льготами по налогу на прибыль (снижение ставки с 18 до 13,5 процента), по налогу на имущество организаций (ставка — 0,1 процента), а также полное освобождение от уплаты транспортного налога.
Все названные мной мероприятия вместе со льготами и преференциями позволяют нам привлечь больший поток инвестиций, чем ближайшим соседям — например, Пензенской или Ульяновской области.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ