Вчера на съезде «Единой России» Владимир Путин дал согласие возглавить правительство после избрания Дмитрия Медведева президентом страны. Опрошенные РБК daily депутаты и главы регионов заявили, что Путин создал устойчивую систему власти по французскому образцу, не предполагающую двоевластия. Путин специально уточнил, что перераспределения полномочий между премьером и президентом не будет. Эксперты более осторожны в оценках: на первых порах Путин, будучи премьером и национальным лидером, сохранит свое верховенство в стране. А вот потом позиции Медведева могут усилиться.
Поздравив партию власти с победой и сделав несколько программных заявлений о повышении зарплаты бюджетникам и запутанности пенсионной системы, Владимир Путин, выступая на съезде «Единой России», счел необходимым еще раз подчеркнуть достоинства Дмитрия Медведева. «У нас сложились с ним доверительные отношения, он человек честный и порядочный, — сказал президент. — Дмитрий Анатольевич превратился из эксперта и юриста в волевого администратора с государственным мышлением. Не стыдно и не страшно передать в такие руки основные рычаги управления страной!»
Затем Путин заявил, что если граждане России окажут доверие Дмитрию Медведеву, то и он будет готов продолжить их общую работу в качестве председателя правительства РФ. После аплодисментов Путин на всякий случай уточнил: «Я согласен работать на посту премьер-министра без изменения властных полномочий между президентом и председателем правительства». После этого съезд почти единогласно утвердил кандидатуру Медведева на участие в президентской гонке. Один делегат был против.
Видно было, что неожиданная прямота Путина многих его подчиненных сбила с толку. «Главный у нас в стране — не премьер и не президент, а избиратель, народ, — заявил РБК daily глава исполкома ЕР Андрей Воробьев. — Думаю, тандем Путин—Медведев — то, что нужно». Министр сельского хозяйства, член ЕР Алексей Гордеев считает, что Конституция дает однозначный ответ, кто в стране главный, — президент.
«Но с другой стороны, Путин — национальный лидер, и он неоднократно поддержан россиянами на прямых выборах, так что его вес тоже неоспорим». По словам депутата Госдумы Константина Косачева, «национальный лидер — понятие не юридическое, а моральное». Он считает, что опасаться двоевластия нет причин, так как «Путин и Медведев — одна команда».
Большинство действующих политиков, правда, все же настаивали на том, что вся власть будет сконцентрирована в руках Владимира Путина. В кулуарах съезда глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил РБК daily, что Путин и после президентских выборов останется главной политической фигурой в стране. Глава РЖД Владимир Якунин высказал мнение, что он лично хотел бы, чтобы Владимир Путин вернулся в Кремль после первого срока правления Дмитрия Медведева. При этом он считает, что оба лидера «будут сотрудничать без проблем» и двоевластия в стране не будет.
Эксперты считают, что Путин, согласившись стать премьером, заложил основы французской модели устройства власти в России. «Сильный премьер — это французская модель. Такая конструкция вполне устойчива, хотя лично мне более надежной кажется американская модель с ее полным разделением между законодательной и исполнительной властью», — говорит глава фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Заместитель гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает, что согласие Путина вынужденное. «Кремль предпринимает попытки политического творчества, творит прямо на коленке, и нынешняя стилистика власти такова, что однозначных решений не принимается, всегда оставляется возможность для маневра, и Путин вполне может вернуться и при успешном президенте Медведеве, и при неудачном исходе правления страной», — уверен г-н Макаркин.
На первых порах вся полнота власти будет в руках у Путина, и для этого не надо ни перераспределять полномочия между премьером и президентом, ни тем более переписывать Конституцию. «В России уже была такая конструкция: сильный премьер и слабый президент, — говорит Вячеслав Никонов. — Вспомните правительство Евгения Примакова при президенте Борисе Ельцине, да и сам Путин был сильным премьером при Ельцине. Думаете, случайно он согласился на пост премьера? Он знает, что реальные рычаги власти — у главы исполнительной вертикали». Но с другой стороны, эксперт полагает, что «в России президент не может быть технической фигурой по определению». Он считает, что со временем Дмитрий Медведев скорее всего усилит свои позиции. Медведев — «младший партнер Путина, являющегося национальным лидером». На такой формулировке настаивает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.