Финансы — 27 октября 2014

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров о федеральном бюджете

Российская Федерация

госдума, макаров, бюджет, резерв, инвестиции, госпрограммы

Версия для печати 4815 Материалы по теме
«Я буду называть цифры, которые, наверное, впервые прозвучат в публичном пространстве»
Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров о федеральном бюджете

В пятницу, 24 октября А. Макаров выступил на пленарном заседании нижней палаты российского парламента по поводу бюджета России на 2015-2017 годы. Выдержки из его речи приводит bujet.ru.

Сложные условия формирования бюджета

«Сложность обусловлена теми системными рисками, которые в первую очередь связаны с геополитической ситуацией и введением секторальных санкций. Поэтому в данном случае, когда мы говорим о прогнозе бюджета, мне бы хотелось сказать о той задаче, которая у нас стоит в бюджете, потому что прогноз и задача очень тесно связаны».

Главные темы

«Нам необходимо реальное изменение структуры экономики. Бюджет, помимо решения своих вопросов, должен обеспечить перестройку этой структуры. И когда мы рассматриваем этот вопрос — именно эта проблема должна вставать во главу угла. Поэтому повышение эффективности использования средств, возможность решения задачи перехода к конкурентоспособной, импортозамещающей модели экономического роста — вот главные темы, которые обсуждались на комитете».

Инвестиционный климат

«Однако без создания нормального инвестиционного климата в стране решение этих проблем невозможно. И в этом плане мы обсуждаем налоговые проблемы. Но, может быть, хватит нервировать бизнес и общество рассуждениями о том, какие налоги увеличивать? Мы должны сказать: увеличивать налоги в условиях кризиса нельзя. И вот, мне кажется, на этом надо поставить точку в дискуссии. Надо искать внутренние резервы».

Поиск резервов — ключевой вопрос

«Есть ли эти резервы? Потому что, если резервов нет, тогда, наверное, цифры в бюджете будут недостоверными. Я буду называть цифры, которые, наверное, впервые прозвучат в публичном пространстве. Я беру программы, которые мы обсуждали, например, ФЦП „Чистая вода“. Предлагается в бюджете на тему чистой воды добавить 3 миллиарда, причем снимают их с ЖКХ. Все здорово. Но я смотрю исполнение бюджета по „Чистой воде“ за этот год: выделено 2 миллиарда, освоение — ноль. И вот при том, что ноль — освоение, предлагается добавить 2 миллиарда. Так может, давайте вернем на ЖКХ эти деньги во втором чтении? Там проблемы гораздо важнее, и эти деньги, может быть, там будут использованы более эффективно».

Исполнение программ

«Мы много говорим, что мало выделяем денег на культуру. Но я смотрю программу „Туризм“ — исполнение 8,7%. ФЦП „Культура России“ — исполнение 16%. „Исследования, развитие науки и технологий“ — исполнение 2,5%. Когда мы смотрим подпрограмму „Станкоинструментальная промышленность“ — исполнение 0. Я подчеркиваю — ноль! „Лесопромышленный комплекс“ — исполнение 13,3%. „Химический комплекс“ — исполнение 0».

Федеральные адресные инвестиционные программы

«50% всех объектов не имеют проектно-сметной документации. Это не теоретический вопрос. Когда нет проектно-сметной документации — задерживается финансирование, приходит в конце года, и возникают эти авансовые платежи. Говорить об эффективности этих расходов, естественно, не приходится. Объемы незавершенного строительства (мы сравниваем с тем, что видели на 1 января прошлого года) увеличились более чем на 60% и составляют сегодня 485 млрд рублей. Это те резервы, которые могут быть задействованы, могут быть использованы более эффективно. В проекте Постановления, который комитет по бюджету предлагает принять Государственной Думе, все эти вопросы сосредоточены вместе».

Доработка бюджета

«Мы точно убеждены в том, что реальная доработка бюджета возможна. Более того, мы работаем в постоянном контакте с правительством. И мне кажется, нашли очень хорошее понимание. Любая информация, которая запрашивалась, от любого министерства, от правительства, представлялась буквально в течение одного дня. Сегодня мы можем говорить о том, что стоит за каждой цифрой. Мне кажется, это и есть та база, на которой мы можем строить работу во втором чтении. Сегодня обсуждение бюджета — это не просто обсуждение вопроса о том, куда и как направить деньги. Бюджет, в первую очередь, — это документ, который является гарантией финансового обеспечения социальных обязательств государства. Я надеюсь, навсегда прошло то время, когда вместе с бюджетом мы приостанавливали действие таких гарантий».

Уровень жизни и производительность труда

«Безусловно, есть очень много важных вопросов. Например, уровень жизни. Серьезно повышаются пенсии. Может быть, недостаточно быстро. Уменьшается количество людей, живущих за чертой бедности. Это справедливо. Но, при этом, мы забыли с вами другую проблему — это то, что у нас с вами заработная плата растет гораздо выше, чем производительность труда. Ни одна экономика мира этого не выдержит. Тогда какой ключ к решению этой проблемы? Мне кажется, ключом к решению вот этих проблем является безусловное выполнение Указов президента. Я хотел бы обратить внимание — когда мы обсуждали Указы президента, у нас обычно вспоминают только Указ о повышении заработных плат. А ведь в Указах и производительность труда, и инвестиционные положения, и так далее — вот эти положения не выполняются».

Госпрограммы

«И когда мы говорим о доработке государственный программы — хватит отчитываться. Это я говорю сейчас для отдельных представителей министерств и ведомств. Все программы должны быть доработаны в первую очередь. Указы президента в основе этих программ, и вот в этом как раз и ключ к решению тех проблем, о которых мы говорим».

По материалам департамента взаимодействия со СМИ партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Поделиться