Министерство культуры не осуществляет должный контроль в отношении подведомственных учреждений. Об этом свидетельствуют результаты проверки Счетной палатой Российской государственной библиотеки и Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры.
Как отметил на коллегии Счетной палаты аудитор Александр Филипенко, мероприятия, проводимые учреждениями на своих объектах, распоряжение федеральным имуществом с Минкультуры не согласовываются. «Кроме того, подход Минкультуры к формированию госзадания для подведомственных учреждений не позволяет обеспечить контроль за целевым и эффективным использованием средств», — отметил выступающий.
Проверка также выявила нарушения финансовой дисциплины и действующего законодательства, в том числе неэффективное использование федеральной собственности. К примеру, финансирование госзадания, устанавливаемого Российской государственной библиотеке, каждый год увеличивается, а объемы ряда госуслуг уменьшаются, что приводит к увеличению нормативных затрат на их оказание.
В то же время в проверяемый период, как было заявлено на коллегии, исполнение библиотекой госзадания значительно превысило плановые значения практически по всем показателям. «То есть фактическая стоимость нормативных затрат меньше стоимости, установленной при формировании госзадания, что требует пересмотра подходов к планированию госзадания и нормативных затрат на его оказание, корректировки показателей», — пояснил А. Филипенко.
Некоторые нарушения, по мнению аудитора, содержат признаки нецелевого расходования бюджетных средств и требуют правовой оценки со стороны Следственного комитета. Так, в рамках выполнения госзадания библиотекой на безвозмездной основе предоставлялись услуги по проверке текста на заимствование (совпадение) с использованием системы «Антиплагиат» на сумму порядка 1 млн рублей. Для оказания этой услуги за счет субсидий было приобретено оборудование на сумму 2,9 млн рублей.
Проверка второй структуры — Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры — выявила, что расходы по его содержанию, включая прочие услуги (вневедомственная охрана, нотариальные услуги, уборка территории и другие) составляют 43% от общей суммы расходов. В то время как на ремонт и реставрацию объектов культурного наследия, один из основных видов деятельности, — 33,0%.
«При этом, несмотря на рост доходов агентства, расходы на ремонтно-реставрационные работы в 2013 году снизились на 15% по сравнению с предыдущим годом», — подчеркнул аудитор. В числе других нарушений — распоряжение госимуществом с нарушениями законодательства, невнесение 15 объектов недвижимости в реестр федерального имущества и отсутствие регистрации 14 договоров аренды.
Коллегия решила направить представления руководителям проверенных учреждений, информационные письма в Минкультуры и Росимущество, обращения — в Генпрокуратуру и Следственный комитет. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен Федеральному собранию и ФСБ.