Росавтодор не обеспечил достижения плановых показателей, предусмотренных федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы) за период с 2012 по 2013 год. Такой вывод сделала Счетная палата после осуществления проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги».
В частности, как доложил на коллегии СП аудитор Валерий Богомолов, не выполнено намеченное по строительству и реконструкции автодорог регионального и межмуниципального значения, предусматривающих федеральное софинансирование, и по приросту количества сельских населенных пунктов, обеспеченных круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования. Протяженность автодорог федерального значения за весь период реализации подпрограммы увеличилась всего на 5 тыс. километров.
По мнению аудитора, недостижение показателей объясняется недостатками в управлении реализацией подпрограммы, в том числе выделяемыми на ее выполнение финансовыми ресурсами.
Так, Минтранс на четыре года задержался с утверждением положения об управлении реализацией программы, что является существенным нарушением порядка разработки и реализации ФЦП. Недостатки в управлении финансовыми ресурсами проявились в том, что за 2012 — 2013 годы не было освоено 44 млрд. рублей, предусмотренных программой.
По состоянию на 1 января 2014 года объем дебиторской задолженности по подведомственным Росавтодору учреждениям составлял 38,2 млрд. рублей. В целом же объем дебиторской задолженности на этот же период (81,8 млрд. рублей) составлял 36,5% объема бюджетных ассигнований на 2013 год, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы. Просроченная дебиторская задолженность на конец прошлого года выросла в сравнении с 2012 годом на 377 млн — до 882 млн рублей.
Кроме того, Росавтодор не обеспечил результативность использования расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как результат — 504 млн рублей выделенных средств (38%) оказались неиспользованными. К тому же, объем средств, потраченных на проектно-изыскательные работы, результаты которых не используются, составил 500 млн.
СП отметила и низкий уровень освоения регионами средств федерального бюджета. В 2012 году не освоено 56 млрд. рублей (67%) от объема выделенных субсидий, в 2013 году — 27 млрд. (75%). Это повлекло за собой срыв сроков ввода в эксплуатацию автодорог. Вместе с тем Росавтодором в нарушение методики расчета межбюджетных субсидий в 2013 году предоставлялись субсидии регионам, не достигшим значений показателей результативности годом ранее. По его итогам семь субъектов РФ полностью не освоили предоставленные субсидий на общую сумму 18 мдрд. рублей.